Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (1829-1894) – выдающийся пианист и композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов: А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839). Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения – Петербургской консерватории. Рубинштейн был назначен первым артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на этот пост в 1887 – 1891 годы.


 В 1885-1886 годы прославился как исполнитель уникального цикла исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два века.

            Автор четырнадцати опер («Демон» и др.), ораторий, симфоний, вокальных сочинений («Персидские песни», романс «Ночь» и др.), пять фортепианных концертов, фортепианные миниатюры.

            Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории хранит в своих фондах значительное количество материалов, связанных с именем А. Г.Рубинштейна. Это ноты и книги из его личной библиотеки, подаренной Консерватории в 1891 году, автографы его музыкальных произведений, переписка, материалы его родственников, фотографии и другие документы.

  
 

А. Г. Рубинштейн. «Россия». Симфоническое произведение    для оркестра. (На открытие выставки
в Москве).
1882. Титульный лист и страница партитуры

 

            Рукописи и печатные издания с автографами хранятся в настоящее время в Отделе рукописей библиотеки. Интересны издания с дарственными надписями: К. Сен-Санса, Ч. Франка, Э. Лало, С. Танеева и т. д. Из нотных автографов самого Рубинштейна отметим до сих пор не изданную рукопись «Увертюры к открытию здания Консерватории в Петербурге» (1894). В библиотеке хранится свыше четырехсот писем А. Г. Рубинштейна к двенадцати адресатам и письма к нему от двадцати трех корреспондентов.

Ценные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью композитора (скульптурные и живописные изображения, фотографии, личные вещи) хранятся также в Музее истории Консерватории.

 

 

 

Письмо А. Г. Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 4 июля 1862 г. из Копенгагена.
О приглашении преподавателей
В. А. Кологривов (1827-1875)
музыкальный деятель,
виолончелист-любитель, один из основателей РМО,
первый инспектор консерватории.
Портрет работы К. Е. Маковского

 «Полный несокрушимой энергии человек инициативы, … он [Кологривов] предался делу учреждения и организации Музыкального общества со всем пылом души. Он был человек почина, Я называю так людей, которые могут двинуть какое-то дело».

А. Рубинштейн

 

Письмо А. Г. Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 12 ноября 1861 г.
из Санкт-Петербурга.
Об утверждении Устава консерватории

 
 

Дом Демидова — первое здание, в котором помещалась Консерватория в 1862 г.

 

В предоставленных Августейшей Покровительницей – Великой княгиней Еленой Павловной помещениях Михайловского дворца проходили занятия музыкальных классов РМО: желающие могли посещать классы теории музыки, пения, хорового искусства, фортепиано, скрипки, виолончели. Рубинштейн с удовлетворением отмечал, что «ученики и ученицы всех положений, средств и возрастов заполнили эти классы». Оставался один шаг до создания высшего музыкального учреждения – Консерватории. (Он был сделан в сентябре 1861 года).

8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория Демидова на углу Мойки и Демидова переулка торжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь произнес Антон Рубинштейн.  

«Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, — да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям, оправдать доверие Правительства, благосклонность Покровительницы и заботы Дирекции…

     Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского музыкалього общества открытой.»

Из речи А. Рубинштейна

 на открытии Консерватории 8 сентября 1862

А. Г. Рубинштейн. Скульптурный портрет работы Р. Баха

"Фауст". А. Г. Рубинштейна.
Музыкально-характеристическая картина для оркестра. Нотный автограф из альбома Г. А. Демидова, Инспектора Консерватории, коллекционера

   
 

Огромно композиторское наследие Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и духовные, симфонии и симфонические увертюры, картины, поэмы, фортепианные концерты и романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.

 «А. Г. Рубинштейн полагал, что сочинение музыки – основное и наиболее важное дело его жизни. История рассудила по-иному, поставив на первые места его исполнительское искусство и организаторскую деятельность».

 

 

 

 

 

 

 

Обложка Каталога сочинений А. Г. Рубинштейна, изданного Б. Зенфом, издателем А. Г. Рубинштейна,
к 50-летию его творческой деятельности, с дарственной надписью Б. Зенфа П. Л. Петерсону и записью библиотекаря Консерватории: «Дар П.Л.Петерсона. 24 мая 1892 „
 
   
 

«Связи Рубинштейна с Германией были по особому тесными. Мать Рубинштейна Калерия Христофоровна была уроженкой Прусской Силезии, и немецкий язык в семье был употребим наряду с русским. Обширная переписка Рубинштейна с горячо любимой матерью – на немецком языке … Большой отрадой для Рубинштейна было общение с Мендельсоном и Мейербером».

Калерия Христофоровна Рубинштейн, мать А.Г.Рубинштейна. Фото 
 

Слепок с руки
 
А.Г. Рубинштейна, выполненный
М. А. Чижовым

 
А.Г.Рубинштейн.
Увертюра к открытию здания Консерватории. 1894 г.
Титульный лист. Автограф

«Для русской публики благодаря Рубинштейну-пианисту изменился мир. Полагаю, это не преувеличение. Игра Рубинштейна была таким огромным переживанием, таким потрясающим впечатлением для тысяч современников, что их восприятие жизни, их эмоциональная память навсегда вобрали в себя рубинштейновский флюид».

Важнейшим событием в истории Консерватории стала договоренность Рубинштейна с властями о передаче здания бывшего Большого Театра в собственность Консерватории. «1-го января 1889 г. А.Г. Рубинштейн получил … радостную весть – телеграмму, сообщавшую, что Государь Император [Александр III] по ходатайству Великой Княгини [Елены Павловны], пожаловал для СПб Консерватории здание Большого Театра».

До открытия нового здания Консерватории, построенного под руководством архитектора В. Николя, Рубинштейн не дожил, но успел написать Увертюру, которая была исполнена на торжествах.

 

 

 

 

Запись А.Г. Рубинштейна: “Не в жизни искусство, а в искусстве жизнь». Автограф

Торжественное открытие памятника
А.Г. Рубинштейну в фойе Большого зала Консерватории 14 ноября 1904 г. Фотография

27.11.2014 в 18:19
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: