Абу Али ибн Сино (AVICENA) (980-1037)



Ибн Сино – гениальный медик и величайший гуманист Востока. Его полное имя – Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сино. Всему миру он известен под именем Авиценна.  Родился он 980 году в селении Афшана, которое расположено в 12 километрах от Бухары.Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-раис – т.е. шейх, глава. Как ученый, поэт Ибн Сина сформировался в период расцвета культуры народов Ближнего Востока, начавшегося в конце IX в. К этому времени государства Мавераннахра уже вступили в полосу благополучного экономического развития.


В X-XI вв. центрами культурной жизни Средней Азии являлись Бухара (где и родился Авицена), Самарканд, Балх, Гургендж. Это были экономически развитые по тому времени города, в которых протекала деятельность прославленных среднеазиатских поэтов и ученых. Среди них Рудаки (885-940), Абуль Касим Фирдоуси(932 – ок. 1020), Наср Фараби (873-950), Бируни (973-1048), Омар ибн Хайям Ибрагим Нишапури (1040-1123)   и многие другие выдающиеся представители «золотого века» среднеазиатской культуры прошлого. 

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученных одно из первых мест занимает Ибн Сина – прославленный среднеазиатский ученый, подлинный энциклопедист, внесший немалый вклад в такие различные отрасли науки и культуры как: медицина, философия, логика, психология, математика, физика, зоология, астрономия, геология, минералогия, ботаника, поэзия, музыка. Ученный прославился и как хороший педагог и мудрый государственный деятель. Внеся огромный вклад в развитие медицинской науки, Ибн Сина явился своего рода связующим звеном между медицинскими представителями врачей Древнего Востока и учением прогрессивных западноевропейских медиков. И чем бы ни занимался Ибн Сино, какую бы область знания ни затрагивал, он всегда приходил к чётким научным выводам.Не удивительно, что спустя 500 лет после смерти Ибн Сины его труды с глубоким вниманием изучали и цитировали гениальные ученые эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

Величайшим творением Ибн Сины, принесшим ему мировую славу, является медицинский трактат «Ал-Канун фи-Тибб» («Канон врачебной науки»). Богатейшее литературное наследство, оставленное человечеству Ибн Синой, привлекало пристальное внимание ученных всех времен. По свидетельству историка, прославленный Омар Хайям умер, склонившись над трактатом Ибн Сины.

Из всех маленьких трактатов Ибн Сины, позволяющих лучше уяснить мировоззрение великого представителя восточной философии, есть повесть-аллегория«Hay ben Jagzan» . Трактат о Хайе ибн Якзане – это мудрый рассказ о внутренней борьбе (положительных и отрицательных начал), происходящей в человеке. При этом Ибн Сина лишний раз подчеркивает, что любому человеку вместе с хорошими качествами присущи и дурные. И только трезвый разум – надежная опора против невежества и отрицательных соблазнов.

 

Ибн Сино знал и любил поэзию. Он был известным поэтом, и его по праву можно считать классиком. Ярким доказательством этого служат его четверостишия. Большое место в творчестве Ибн Сино занимала также музыка.

Свои труды Ибн Сино в основном писал на арабском языке, считавшемся в то время на Востоке традиционным языком науки. Однако его великолепные рубаи, а также некоторые научные работы написаны на языке фарси – дари. Прекрасное изложение, чёткость стиля производили глубокое впечатление на почитателей его таланта. Европейские критики даже сравнивали изящество языка Ибн Сино с мастерством таких великих стилистов, как Цицерон и Боккаччо.

Величайшим творением Ибн Сино является медицинский трактат «Канон врачебной науки». Он принёс ему мировую славу. Пять книг этого трактата стали общепризнанной медицинской энциклопедией той эпохи. Пятьсот лет студенты – медики учились по этой книге.

В 1034 году Ибн Сино тяжело заболел. Великий исцелитель, вернувший здоровье многим тысячам людей, оказался бессильным перед своим недугом. Но даже в свой последний чай он думал о людях: Ибн Сино перед смертью раздал всё своё имущество беднякам.

18 июня 1037 года Ибн Сино умер в городе Хамадане (Иран).

Рубаи Ибн Сино

* * *
Велик, прославлен в мире Авиценна,
Но он по-прежнему и наг и сир.
О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир.

* * *
Вашу ложь не приемлю, я — не лицемер,
Поклоняюсь я истине — лучшей из вер.
Я один, но неверным меня не считайте,
Ибо истинной веры я первый пример.

* * *
Когда б я мог сорвать всеведенья цветок,
Познать удел судьбы и бед моих исток,-
Зажил бы я тогда беспечно и спокойно,
Не проливал бы горьких слез поток.

* * *
Не будешь пить вина — мальчишкой назовут,
А будешь часто пить — ханжей услышишь суд.
Бродяга, шах, мудрец — пить могут эти трое.
Ты не из них? Не пей: с земли тебя сотрут.

* * *
Так как с врагом моим много общался мой друг,
Мне не следует видеться с другом:
Сахара бойся, к которому яд примешали,
Муху гони от себя, что сидела на страшной змее.

* * *
Я побывал на дне глубоких ям,
В кольцо Сатурна лазил к небесам,
Разгрыз я сети всех тысячелетий,
Но узел смерти мне не по зубам.

* * *
Мой ум, хоть странствовал не мало в мире этом,
На волос не проник, а волос рассекал.
Солнц тысяча в уме сияет ярким сетом,
Но строя атома я всё же не познал.

16.08.2015 в 07:13
Обсудить у себя 3
Комментарии (1)

Спасибо, знаю...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: