Александр Петрович ШТЕЙН (1906-1993)

Служба на военных кораблях, встречи и расставания, жизнь блокадного города, беспримерное мужество его защитников, готовность к самопожертвованию и подвигу — все это лично было пережито писателем, все прошло через его творчество.



      Настоящая фамилия писателя Рубинштейн. В начале 20-х годов XX века начал он службу в Самаркандском батальоне частей особого назначения (ЧОН), став активным борцом за установление Советской власти в Средней Азии. Его литературные данные проявились, когда он начал работать в газете Бухарской группы войск репортером отдела происшествий.
      В 1923 году Штейн едет в Петроград, где начинает учебу в университете. Но жизнь так складывается, что молодой литератор, не окончив учебу, вновь занимается журналистикой, работая в различных изданиях. В 30-е годы, став главным редактором ленинградского театрального журнала «Искусство и жизнь», в соавторстве пишет первые пьесы «Нефть» (1929 г.) и «Утопия» (1930 г.). Пьесы были поставлены, однако успеха не имели, так как представляли собой диалогизированные тематические очерки из газет на злободневные хозяйственные темы.
      Продолжением творчества Штейна стала его самостоятельно написанная пьеса «Талант», а вслед за ней — киносценарий «Балтийцы» (1936 г.) о разгроме контрреволюционного мятежа в Петроградских фортах.
      Великую Отечественную войну Штейн начал на крейсере «Октябрьская революция» в звании старшего политрука, затем служил в должности батальонного комиссара, редактором крейсерской многотиражки «Октябрьский луч». Работал специальным корреспондентом газеты «Красный флот» в Ленинграде и Кронштадте в течение всей блокады. Штейном написаны сценарии кинофильмов «Подводная лодка Т-9» и «Морской батальон», снятые в годы войны. В 1942 году публикуется сборник рассказов «Бастион», для театра написаны пьеса «Черная шаль» и пьеса-шутка «Крестовский остров» (1943 г.).
      Пьесой «Закон чести» в 1948 году Штейн поддержал по сути шумную пропагандистскую компанию против космополитизма, вероятно, не осознавая в то тяжелое время ущербность своей гражданской позиции. Обращение к отечественной истории — пьеса «Флаг адмирала». В ней автором соз-дан живой многоплановый образ выдающегося русского флотоводца Федора Ушакова. Восставая против косности и ортодоксальности военного мышления, он создает свою стратегию победы. Гражданин и патриот, он утверждает место России среди других стран, ее честь и честь российского военно-морского флага.
      Дальнейший опыт написания Штейном пьес на историческом материале оказался неудачен. Это пьесы «Пролог» (1955 г.) и «Между ливнями» (1964 г.). В них был выведен образ Ленина, однако вождь мирового пролетариата выглядел плакатно, лишь произносил цитаты из своих произведений. Автор не сумел справиться с огромным количеством действовавших исторических лиц, со множеством быстро сменявшихся сцен.
      В драме «Персональное дело» (1954 г.) Штейн обращается к проблемам современности. Выведен образ главного героя, инженера Хлебникова, по ложному наговору исключенного из партии, отстраненного от работы. Рельефно выписаны характеры отрицательных персонажей. Тема доверия другому человеку проходит через многие произведения писателя, более всего остро этот вопрос ставится в психологической драме «Гостиница «Астория» (1956 г.). Штейн снова мысленно возвращается в блокадный Ленинград к трагическим событиям осени 1941 года. Стойкость духа защитников города на Неве звучит как жизненный камертон для самого автора. В 1960 году написан киносценарий «Спасенное поколение» об истории подвига женщины, спасшей группу ленинградских детей. Отзвуки минувшей войны слышатся и в пьесе Штейна «Вдовец», написанной к двадцатилетию Победы.
      Море, морская военная служба, дальние походы и, конечно же, люди, преданно и верно служащие морю и Родине, становятся героями повести «Океан» (1960 г.), а так же романтической драмы «Ночью без звезд» (1973 г.), действие которой происходит на Дальнем Севере. В них рассказано о судьбах моряков, об их понимании долга, чести, служения Отечеству, о любимых женщинах, которые связали свою жизнь с военными моряками. Мотив верности звучит в драме «Он и она» (1984 г.).
      Неординарным явлением в творчестве Штейна стала драматическая трилогия «Художник и революция»: пьесы «У времени в плену» (1969 г.), «Поющие пески» (1971 г.), «Версия» (1975 г.). К этому циклу примыкает автобиографическая пьеса «Жил-был Я» (1977 г.). В конце жизни Штейн вновь обращается к истории Российского флота, создает образы подлинных романтиков моря, мужественных и сильных духом людей. Герой пьесы «Черный гардемарин» (1980 г.) — старый адмирал Панаев, человек с суровой воинской биографией, мудрый наставник молодых.
      Как мемуарист Штейн раскрывается в нескольких книгах: «Повесть о том, как возникают сюжеты» (1964 г.), «Второй антракт» (1975 г.), «Небо в алмазах» (1976 г.), «Наедине со зрителем» (1982 г.), «Непридуманное» (1985 г.). Перед читателями — литературные портреты многих известных писателей, режиссеров, актеров; события, эпизоды, вехи жизни и творчества самого автора.
      В течение сорока лет пьесы Штейна не сходили с афиш театров нашей страны, часто ставились за рубежом. В разное время к ним обращались ведущие режиссеры современности.

 

https://readrate.com/rus/contributors/aleksandr-shteyn

readli.net/dramyi/

28.09.2016 в 06:54
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.