Цирковая династия Дуровых
Владимир Леонидович Дуров основатель цирковой династии
Юрьевна Дурова художественный руководитель, генеральный директор ГУК «Театр „Уголок дедушки Дурова“ |
Весь мир знает цирковую династию Дуровых, основанную 145 лет назад Владимиром Леонидовичем Дуровым. Родился В.Л. Дуров 25 июня (по старому стилю) 1863 г. в Москве, в дворянской семье. Род Дуровых старинный, первое упоминание в российских родословных книгах относится к XVI веку. В роду были думские дъяки, постельничии, стрелецкие полковники, знаменитая кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова — его прабабушка, его отец Леонид Дмитриевич — участник Крымской кампании 1855 года.
Рано оставшийся без родителей Владимир вместе с младшим братом Анатолием воспитывался в семье своего крестного отца Н.З. Захарова. Он готовил их к военной карьере, с этой целью братья были отданы в Первую Московскую гимназию — нечто вроде кадетского корпуса. Однако братья увлекались акробатикой, цирком, убегали на народные гулянья посмотреть выступления клоунов в балаганах. В наказание их отправляли к бабушке во Вдовий дом, где началась их дружба с А.И. Куприным. Братья бегут в Тверь — в бродячий цирк Ринальдо, проходят трудную школу актерства, осваивают все цирковые профессии — акробаты, жонглеры, клоуны. Им казалось, что именно здесь, в ярмарочном водовороте, в окружении народа, живет свобода духа и душа земли, на которой они родились. „Короли шутов, но не шуты королей“, — говорили о себе Дуровы.
Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) он покупает дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открывает „Уголок Дурова“. В этом доме он прожил всю оставшуюся жизнь отсюда он уезжал на гастроли, здесь занимался научной работой, здесь и окончились его дни 3 августа 1934 года (похоронен В.Л. Дуров на Новодевичьем кладбище). Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире, поскольку здесь находился и „Театр Крошка“, где выступали дрессированные животные, и обширный естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных. После смерти Дурова Уголок возглавила его жена — Анна Игнатьевна. В молодости она была цирковой наездницей, а став женой и помощницей В.Л. Дурова берет на себя все бытовые, хозяйственные и административные хлопоты по Уголку. Много лет Уголком руководила младшая дочь Дурова — Заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская.
Династия Дуровых подарила отечеству четырех Народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых, Народную артистку России Терезу Васильевну Дурову, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, Заслуженных артистов России Юрия Юрьевича и Терезу Ганнибаловну Дуровых.
С 1978 года руководит теперь уже „Страной чудес дедушки Дурова“ правнучка Владимира Леонидовича — Наталия Юрьевна Дурова. Она дрессировщик — работе с уникальными животными, многие из которых впервые попали в дрессуру — рысь, морские котики, сивучи, морские слоны, кинкажу, носуха, цапля и др. — она отдала 60 лет (первый выход на арену состоялся в 4 года). Она писатель — пишет книги для детей и для взрослых, пишет о том, с чем хорошо знакома — о маленьких любителях цирка, о дрессировщиках, о животных. Ее эссе — это глубокие философские размышления о жизни, об отношениях людей, о воспитании доброты и благородства в человеческой душе.
»Страна чудес дедушки Дурова" признана национальной ценностью, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность.
Наталья Юрьевна Дурова
Наша современница – народная артистка СССР Наталья Юрьевна Дурова – достойная продолжательница замечательной династии Дуровых. Международная академия астрономии назвала ее именем звезду в созвездии Овна, поскольку родилась она именно под этим знаком Зодиака. Она много путешествует по разным странам с питомцами из своего единственного в мире и необыкновенно артистичного коллектива – Театра Зверей, в составе которого сегодня насчитывается 750 четвероногих и пернатых, из них 150 – крупные животные. Среди них три слона, три верблюда, бегемот, зебу и 48 элитных лошадей. После завершения гастролей она всегда возвращается домой, ибо считает, что роднее своего дома, народа и России у нее ничего нет. Наталья Дурова родилась в цирковой семье, и поэтому в детстве у нее были не игрушечные, а настоящие лошадки, собачки, сурки и другие «четвероногие» артисты, с которыми девочка проводила все свое свободное время. В четыре года она впервые вышла на арену, показав зрителям результат самостоятельной дрессировки – номер с маленьким серым пони. С тех пор цирковая арена стала ее вторым домом, и сегодня, когда известная всему миру дрессировщица отметила свое 70-летие, получается, что ее трудовой стаж уже перевалил за 66-летний рубеж. Все Дуровы отличались паранормальными способностями, поэтому не удивительно, что о феноменальных магнетических и гипнотических способностях Натальи Дуровой, об умении быстро и точно находить «общий язык» с братьями нашими меньшими рассказывают легенды. Однажды мне довелось стать свидетельницей одного такого интересного «диалога». В Москве проходило открытие художественной выставки в галерее «Китайгородская стена» на Варварке. По традиции гостей встречалсокольничий с живой птицей на руке. Несколько приглашенных были очарованы красотой молодого сокола и пожелали сделать фотографию, разместившись поблизости. А кому-то даже удалось осторожно «замереть» позади птицы, которая была явно недовольна этим обстоятельством и постоянно крутила головой, пытаясь разгадать намерения незнакомого ей человека. Фотограф щелкнул вспышкой и сделал несколько снимков, но когда гости отправились рассматривать картины, не утерпел и попытался погладить сокола. Возмущенная птица больно клюнула «обидчика», оставив на его руке небольшой, но памятный … кровавый след. Немногочисленные свидетели вскоре совершенно забыли об этом неприятном событии, поскольку началось торжественное открытие вернисажа… Наталья Юрьевна Дурова немного запоздала и появилась уже после открытия выставки. В это время гостей пригласили пройти на экскурсию по Китайгородской стене, и знаменитая дрессировщица с удовольствием присоединилась к группе. Но едва увидев сокола, она тут же направилась к нему. «Мне нужно поздороваться с птичкой», – торжественно объявила она, после чего ласково поприветствовала «пернатого друга», спокойно погладив его, словно перед ней был не сокол, а обыкновенный воробей. Ко всем животным – рыбам, птицам, рептилиям – она относится с любовью и пониманием, и они, как правило, тоже отвечают ей взаимностью, воспринимая как хорошего и доброго друга. И дело не только в том, что у Натальи Дуровой довольно сильное биополе, просто в глазах дрессировщицы нет страха и боязни, звери чувствуют эту доброту и отвечают ей тем же. Питомцев в своем театре она величает артистами. А шимпанзе Яшу и вовсе считает своим вторым «сыном». В его паспорте так и записано: Яков Натальевич Дуров, девичья фамилия – Шимпанзе. Кстати, сама Наталья Юрьевна родилась в год Обезьяны. Может быть, поэтому она смогла так быстро найти общий язык с «четвероногим артистом», который теперь стал ее любимцем. Кстати, специалисты Института мозга человека РАН насчитали у него более ста человеческих движений. Первая встреча с «мамой» произошла, когда Яше еще не было и девяти месяцев. Кто-то привез маленькую обезьянку в качестве игрушки для своих детей, но, как это часто бывает, людям несведущим в дрессировке, было сложно совладать с капризным, непокорным и диким животным, и шимпанзе «от греха подальше» «сдали» в Сухумский питомник. Но фортуна все же улыбнулась ему, и Яша оказался в театре Зверей. Наталье Дуровой удалось совершить настоящее чудо, сделав «из обезьяны человека», потому что сейчас Яшу трудно воспринимать как обезьяну: он умеет сервировать стол, с радостью моет пол, обязательно целует руку дамам и всегда способен защитить свою «маму». «Яша – это личность, – рассказывает Наталья Дурова, – однажды он меня спас. Во время спектакля у меня вдруг потемнело в глазах, я ощутила сильную боль в сердце и поняла, что теряю сознание. Яша понял, что мне плохо, подхватил и посадил меня на стул, а сам в это время … продолжал работать и блестяще завершил номер». Сейчас в театре существует множество цирковых номеров, в которых выступает Яша. Например, в одном из выступлений он закуривает папиросу и звонит по мобильному телефону в редакцию «Медицинской газеты», докладывая о том, что «живая» антиреклама проведена. В другом номере он лихо играет на гитаре, пародируя отечественную группу «Ногу свело», что приводит в восторг российскую публику. В преддверии наступления нового века Яша сумел покорить и американских зрителей. Выступление театра Зверей проходило тогда в Нью-Йоркском театре «Миллениум», а затем и в других городах США. Специально для американской публики был придуман номер, в котором Яша играл на саксофоне, причем именно на той модели музыкального инструмента, на которой когда-то играл Бил Клинтон. А на недавнем праздничном представлении в Москве Яша выступил в роли… инвестора, прилетевшего из Африки. В деловом костюме и с кейсом он «привычно» завтракал за столиком в кафе, демонстрируя публике свое превосходное умение пользоваться столовыми приборами. Обычно все сценарии к спектаклям Наталья Дурова пишет сама. Это для нее дело привычное, поскольку после войны она закончила школу и поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. А после окончания вуза стала автором множества книг, в которых рассказывала не только о цирке и о поведении зверей и птиц, но и о своей жизни, полной приключений и опасностей. «Многие сегодня не понимают такого риска, – рассуждает дрессировщица. – А я до сих пор остаюсь легкомысленной, как девчонка, и могу легко поделиться своим легкомыслием с каждым. Бальзак, говорил, что старость – это потеря легкомыслия. А это значит, что старость мне не грозит». Наталья Юрьевна всегда подмечает в животных их природные способности, используя их затем в цирковых номерах. Удивительная дружба между бегемотом Мушкетером и слонихой Машей покорила дрессировщицу, и к своему юбилею было решено… сыграть их свадьбу. «История эта началась три года назад. Именно тогда руководство Кенигсбергского зоопарка приняло решение сделать подарок нашему театру в виде маленького бегемота, – вспоминает Наталья Дурова. – Но это приобретение не обошлось без недоразумений. Вместо бегемотихи Мухи, которую зоопарк должен был переправить в Москву, через два месяца был отправлен»малогабаритный БМП": в клетке оказался подрастающий самец. Бегемотика назвали Мушкетером и решили оставить в театре, поскольку он понравился нашим дрессировщикам. Мушкетера разместили в клетке смежной с вольером слонихи Маши. В итоге они подружились, и «Муха» стал кумиром Маши. Это понятно, ведь животные, равно, как и люди не могут быть одинокими и обязательно ищут себе кумира. Теперь перед каждым выходом на сцену Мушкетер подходит к ней, а она его гладит и чистит. Маша нашла лазейку в его вольер и теперь, когда я даю ей еду, подкармливает Мушкетера своим сеном, яблоками, бананами. Наблюдая за этими трогательными отношениями, мы решили к юбилею сыграть свадьбу". В цирке много молодых питомцев, но здесь никогда не забывают и про «стариков», ведь животные, так же как и люди, очень мучительно воспринимают «отлучение от арены» по временной нетрудоспособности или по возрасту. Все знают истину: если человек не работает, то он «опускается», а если не востребовано животное, вся жизнь которого прошла на сцене, то оно погибает. «Мы это прекрасно понимаем, именно поэтому всегда помним про наших „ветеранов“, – говорит Наталья Юрьевна. – Каждый месяц в театре проходит генеральная репетиция всех животных-ветеранов, а затем мы даем несколько больших представлений, вход на которые – бесплатный. И поверьте мне, для каждого животного участие в таком представлении – это счастье». При колоссальной нагрузке Наталья Дурова сохраняет бодрость духа и всегда «в хорошей форме», потому что верит в российскую землю, на которой родилась и, невзирая на свой солидный трудовой стаж, даже не помышляет о том, чтобы покинуть сцену, продолжая работать, пока есть силы, так же, как и ее предки, – искренне и честно служить Отечеству!