Евгений Иванов. Чем мы обязаны собирателю «острых словец»?

Русский писатель, драматург, этнограф и фольклорист.

Двоюродный племянник А.П.Сусловой (возлюбленной Ф.М.Достоевского), переписка с которой, по признанию Е.П.Иванова, существенно повлияла на его литературное самоопределение.

В Нижнем Новгороде Е.П.Иванов работал нотариусом, одновременно публикуя в местных изданиях рассказы и пьесы (две из них были поставлены в сезоне 1909—1910 гг.). С 1910 г. Е.П.Иванов жил в Москве, постепенно становясь модным драматургом — особенным успехом пользовались его драмы «У клетки львов» и «Человечики» (обе 1914). В 1913—1914 гг. издавал журнал «Театр в карикатурах», в котором помимо хроники и рецензий (не только на спектакли, но и на концерты, выставки, новые книги) публиковались художественные произведения — в частности, первая публикация стихотворения В.В.Маяковского «Скрипка и немножно нервно». С В.В.Маяковским Е.П.Иванов много контактировал в 1914—1915 гг.; сохранились четыре шаржа Маяковского на Иванова и конспект устных воспоминаний К.П.Иванова о В.В.Маяковском на литературной встрече 1934 г.

Уже взрослым человеком Е.П.Иванов в 1915 г. поступил в Московский археологический институт и окончил его. Большую часть своей дальнейшей жизни Е.П.Иванов занимался этнографией, изучением русского народного театра, обрядов и т. п. В 1924 г. он был одним из организаторов Первого научно-этнографического театра, в котором реконструировались старинные русские обряды и ритуалы. В 1937 г. подготовил и выпустил книгу-альбом «Русский лубок», в дальнейшем работал над сборником «Орнаменты народов СССР», изданию которого помешала начавшаяся Вторая мировая война. Предмет особого научного интереса Иванова составляло скоморошество, понимаемое весьма широко.

Наиболее известным трудом Е.П.Иванова является составленный им сборник народных речений, опубликованный в 1989 г. А.П.Чудаковым под названием «Меткое московское слово»: в сборнике собраны слова, выражения и целые речевые фрагменты, записанные у городского населения и воспроизводящие сословные и профессиональные особенности речи.


 В начале прошлого века в Верхних торговых рядах Москвы (ныне это ГУМ), когда шла бойкая торговля разным товаром, можно было услышать разные шутки и стать свидетелем всякого рода чудачеств. Продавцы, «затягивая» покупателей в свой магазин, щеголяли друг перед другом искусством разговора. Один кричал: «У нас все без обмана, материал весь без изъяна…» Другой «зазывала», перебивая соседа, выкрикивал: «Вакса, помада и духи «Сирень» – прямо из сада». Продавцы знали наперечет всех своих покупателей, а потому не стеснялись на шутки, дразнилки и прозвища. Но стоило лишь появиться в «рядах» человеку состоятельному, как тут же говоруны, будто сговорившись, громче обычного начинали расхваливать свой товар. Отовсюду неслось: «Пальто, не угодно ли на меху гагачьем…», «Приходите еще и знакомым рекомендуйте», «Купил, так остальных не задерживай!» и т.д. В каждой местности, среде, профессии были свойственные только им выражения. «Словарь» простого народа был ярким, красочным и метким. Писатель, фольклорист и этнограф Евгений Иванов (1884–1967) долгие годы собирал «острые» словечки и выражения горожан – нищих, торговцев, скоморохов, служащих, чиновников и т.д. Евгений Платонович родился в Нижнем Новгороде, в семье нотариуса. Окончив гимназию, Евгений решил пойти по стопам отца. Но жизнь мелкого служащего его не устраивала. Она была скучна и неинтересна. Спасало чтение книг. Евгений любил читать с детства. А еще он придумывал разные сценки и с успехом разыгрывал их перед близкими и друзьями. Начал писать рассказы, которые были наивны и маловыразительны, но родители одобряли увлечение сына. «Направление моему юному перу, – позднее вспоминал Иванов, – давала Аполлинария Суслова, которая была двоюродной сестрой моей матери». В 1910 году семья Ивановых перебралась в Москву, где жизнь бурлила. В те годы революционные веяния чувствовались во всем. 26-летний Иванов стремился все успеть и везде поспеть. Он посещал театры, поэтические вечера и литературные салоны, знакомился со знаменитыми писателями и поэтами. А вечерами писал комедии и драмы, стихи и критические статьи на новые театральные постановки. Взявшись за издание журнала «Театр в карикатурах», Евгений выступил с программой обновления театра, призывая режиссеров стать реалистами и отражать настоящую жизнь. Энергия, как писали современники Иванова, била у него «через край». Он несколько лет «собирал» альбом, в котором оставляли свои автографы артисты, художники и писатели. Как правило, все они, кроме автографа, вписывали в альбом свои шутки, пожелания, стихи и изречения. Чтобы «украсить» альбом, Иванов размещал на его свободных страницах кулинарные рецепты, этикетки от бутылок, булавки и пуговицы, перья от дамских шляп, елочные украшения, что наглядно характеризует бытовую жизнь того времени. Иванов начинал писать в сложное время. Это была пора бурного развития в литературе разных течений. Вот что он писал по этому поводу: «…Плодятся искусства различных сортов – то слово без чувства, то чувство без слов…» Но пьесы и самого Евгения Платоновича «Вальс», «Золото», «Сны», «Картинки мобилизации», как и рассказы, подвержены различным литературным влияниям. Писатель был всегда в поиске. Он постоянно открывал для себя все новые виды деятельности. С не меньшим увлечением Иванов создавал киносценарии, снимался в кино. На протяжении нескольких лет при российском профсоюзе артистов сцены и арены он руководил представлениями под названием «Балаганчик искусств». Неожиданно для других, но не для себя, Евгений Платонович поступил в Московский институт археологии. Изучение русской старины – еще одна его страсть. Иванов был одним из инициаторов создания научно-этнографического театра в Москве, для которого впоследствии написал десятки сценариев. Поэт и журналист Р. Менделевич посвятил Евгению такие строки: «… Этнограф с детства кропотливый, собиратель острых он словец, поэтам – братец суетливый, актерам – преданный отец…» Квартира Иванова на Тверской, в доме 28, где он прожил более полувека, представляла собой музей. Здесь можно было увидеть старинные книги, иконы, набор различных музыкальных инструментов, а также образцы женских сарафанов, кокошников, платков. Изучая народные промыслы, Евгений Платонович, как правило, составлял книги-альбомы, рассказывающие о том или ином виде производства. Но, к сожалению, в годы Второй мировой войны часть рукописей автора о народных промыслах была утеряна. Но, пожалуй, больше всего времени Иванов посвящал сбору материала для создания книги о «слове». Он любил в свободное время походить по улицам Москвы, посидеть в трактире, заглянуть на рынок, побродить вдоль торговых рядов. Писатель «прислушивался», приглядывался, вступал в разговор с интересующим его человеком. И тут же незаметно оставлял в своем блокноте краткие записи, которые называл «пестрыми». Иванов бывал и в книжных лавках, где продавцы вели свои неспешные разговоры между собой и с покупателями: «Вы, что, книгу больше любите или деньги? Так и платите…», «Ну и покупатель – денег нет, а носом по полкам «шарит», «…Словарями засыпаны выше мозгов…», «Побрился, вот и думает, что от этого он умнее стал». В речи парикмахеров, портных, банщиков, сапожников, торговых «зазывал» автор находил всякие любопытные словечки. Его привлекал точный эпитет, яркая характеристика человека, какой-нибудь каламбур. К примеру, «Да я пыльным мешком бит…», «Как же без ругани? Ругань как покурить…», «…Костюмчик на «обмыжку», вот и носи его вприпрыжку», «…Белки, кролики, куры и… прочая певчая птица». Работу над книгой о «слове», которую он вел в течение многих лет, Евгений Платонович закончил в 1932 году. Конечно, автор мечтал об издании книги. Но изменилось время. Страна Советов активно осваивала новую терминологию, где не было места «словечкам» из буржуазного прошлого. Однако и много позже споры среди специалистов вокруг разговорной речи не утихали. Многие склонны были считать такую речь материалом «вторичным». И только в 1982 году, через 15 лет после смерти Евгения Иванова, писатель Александр Чудаков систематизировал рукопись автора и издал книгу «Меткое московское слово», которая не потеряла интереса для нас и сегодня. Думается, что не сотрется из памяти потомков имя ревностного собирателя и хранителя русского слова Евгения Иванова. Яндекс.Директ

Автор: Ольга Конодюк
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45423/
© Shkolazhizni.ru

13.05.2014 в 15:52
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: