Франсуа Мари Шарль ФУРЬЕ (1772-10.10.1837) (245 лет) - французский социалист-утопист.

В своих работах Фурье отвергал социальную философию и экономические учения, так называемые Просвещения, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный общественный строй. Однако вместе с тем Фурье воспринял и развил ряд идей материалистов 18 века, таких как признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во всём многообразии её форм и видов движения, определение исторического процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и другие их взгляды.

Задачу своей жизни Фурье видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.


 

То есть, стоя, вроде, на позициях материалистов, он, тем не менее, не отходил и от идеализма, поэтому Фурье разработал оригинальную схему истории человечества. По мнению Фурье общество последовательно проходит периоды эндемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Особое внимание Фурье уделил анализу и критике современного периода («периода цивилизации»). В своих трудах Фурье вскрыл внутренние противоречия современного общества, его несовершенство (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и другие его недостатки). На смену строю цивилизации, по мнению Фурье должен прийти высший общественный строй — строй гармонии, который не только будет соответствовать предначертаниям бога-природы, но и, по сути, будет представлять общественную историческая необходимость.

      В своей системе Фурье сохранил частную собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, по мнению Фурье просто необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех. Для достижения этого Фурье считал, что достаточно лишь правильно распределять вновь созданных доход. Фурье считал, что этот доход должен распределяться так: капиталу 4/12, труду 5/12 и таланту 3/12. С укреплением и развитием строя ассоциации (нового по меркам Фурье общества) эти пропорции, как предполагал он, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаёт, по мнению Фурье, крупное, коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединённое с промышленным производством. Это соединение, как считал Фурье должно произойти в первичных ячейках общества — «фалангах», располагающихся в огромных дворцах — «фаланстерах». Такая организация общества приведёт к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, в которых объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества городской и сельской жизни. То есть во главу угла в развитии общества Фурье ставил некое единение города и деревни, которое должно было обеспечить как продвижение общества вперед, так и социальную справедливость.

      Как считал Фурье, естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при нынешнем строе цивилизации, будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразуют лик Земли. В новых условиях общественной жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность. Увы, в своих фантазиях, Фурье, как и Маркс, и Энгельс, все свои планы строил на создании неких «работных армий», подчиняемых никому и как не направляясь, забывая при этом о главном, ради чего все это делается – о самом человеке, о его желаниях, нуждах, эмоциях. Фурье, как и подавляющее большинство социалистов и экономистов того времени, как впрочем и ныне, все внимание уделяют развитию общества, чистой экономики, но почти всегда забывая самого человека и его личные чаянья, пытаясь все решать за него, навязывая ему все свое, и плохое и хорошее.

       В учении Фурье было немало идей и концепций, которые позднее получили развитие не только в философии, социологии и экономической науке, но и в таких специальных отраслях, как социальная психология, психология труда, педагогика. Для учения Фурье характерны элементы материализма и диалектики в сочетании с идеализмом. В его учении свойственны идеалистическое понимание истории, методологическая непоследовательность, беспочвенные мечтания. Мировоззрение Фурье несёт на себе отпечаток мелкобуржуазности, как последователя купеческих традиций: его идеальный «строй гармонии», увы, далёк от реальных экономических требований растущего общественного производства торговли.

      Учение Фурье повлияло на развитие на социальной и философской мысли ряда стран. Во Франции учение Фурье развивали «социетарная школа» В.Консидерана и группа других фурьеристов. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и «социальную партию», но на практике неизменно оказывались бессильными и потерпели крах в ходе Революции 1848. Идеи Фурье получили отражение также и во французской художественной литературе (Э. Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказали воздействие на развитие французского утопического социализма.

        В России идеи Фурье уже в 1-й четверти 19 века стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30—40-х годах 19 века учением Фурье интересовались А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Выдающимися приверженцами Фурье были М. В. Петрашевский и его последователи. Идеи Фурье можно встретить в произведениях Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского и других писателей того времени.

publ.lib.ru/ARCHIVES/F/FUR%27E_Fransua_Mari_Sharl%27/_Fur%27e_F.M.Sh..html

07.04.2017 в 06:43
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: