Гастон Леру

Гастон ЛЕРУ (1868-1927)

Французский писатель. Подобно многим другим авторам детективов, Гастон Леру пришел в литературу, испробовав профессии юриста и репортера. Получив юридическое образование, он три года работал адвокатом, пока в 1893-м не начал вести судебную хронику в «Эко де Пари». Через год он перешел в газету «Матен» и вскоре стал известным журналистом (правда, ему ставили в вину склонность к мистификациям). В газете он опубликовал с продолжением свой первый роман «Искатель сокровищ из «Матена»» (1903, напечатан отдельной книгой под названием «Двойная жизнь Теофраста Лонге»). Неутомимый путешественник, Леру много раз бывал в России, писал о русско-японской войне, о революции 1905 года.


В 1907 году удачливый репортер был вынужден расстаться с газетой. Через несколько месяцев он напечатал в «Иллюстрасъон» роман «Тайна Желтой комнаты», утвердившись в качестве автора детективов — и как вскоре выяснилось, весьма плодовитого.

Как и Морис Леблан, Леру пытался, соперничать с А. Конан Дойлом, хотел создать чисто французского героя — антипода Шерлока Холмса. За образец он выбрал самого себя. Так появился юный журналист Жозеф Жозефен, по прозвищу Рультабий, новоявленный Эдип, побеждающий своего отца-преступника («Тайна Желтой комнаты», 1907; «Духи дамы в черном», 1908). Он борется с русскими революционерами («Рультабий у царя», 1913), его приглашают распутывать самые страшные тайны во многие европейские страны («Черный замок», 1916; «Необычайная судьба Рультабия», 1916; «Рультабий у Крупна», 1920).

Писатель последовательно разрабатывал в романах центральную ситуацию детективной литературы — «убийство в запертой комнате». Но он работал и в ином ключе, соединяя полицейский и «черный» готический роман («Привидение в опере», 1910; «Кровавая кукла», 1924; «Машина убийств», 1924), создавая пародию на него («Заколдованное кресло», 1911, сатира на французскую академию). Впрочем, оттенок самоиронии чувствуется во многих книгах Леру, в том числе в приключенческих романах: «Таинственный король» (1910), «Солнечная супруга» (1914), «Капитан Хакс» (1920), «Убей — смерть» (1923), «Мрачные» (1925).

Другой популярный цикл, начатый писателем в 1914 году, — романы о беглом каторжнике Шери-Биби, волею жестокой судьбы осужденном за чужие преступления, ставшем затем главарем банды, знаменем анархистов, защитником обездоленных и в итоге, как водится, полицейским («Плавучие клетки», «Шери-Биби и Сесили», «Фаталитас», «Палас и Шери-Биби», «Государственный переворот Шери-Биби»).

Книги Леру вызвали к жизни многочисленные спектакли (восемь пьес написал сам автор, в том числе инсценировку «Желтой комнаты») и фильмы («Тайна Желтой комнаты» экранизировалась дважды), некоторые романы превратились в комиксы.

А. Строев
(Габорио Э. «Преступление в Орсивале». Леру Г. «Тайна Желтой комнаты». Библиотека классического зарубежного детектива. – М.: Молодая гвардия, 1992 г.)

05.03.2013 в 12:45
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.