Генри Нестле: отец шоколада
Родители Генри Нестле, ревностные протестанты, учили своих детей: чтобы служить Богу, нужно не только молиться, но и усердно трудиться. Эти уроки Генри усвоил очень хорошо — в годы учебы свои знания он черпал не только из научных фолиантов, но и из практической работы. Пока юноша учился искусству фармацевтики, он сменил более четырех рабочих мест.
Семья стекольщиков и мэров
Генри Нестле — отец порошкового питания для детей и основатель компании Nestle — родился 10 августа 1814 года во Франкфурте (Германия) и был одиннадцатым ребенком в семье Генри Джоана Улрих Матиаз Нестле и Анны-Марии Катарины Эхеманн. Детей в этой большой семье было 14, но половина из них умерли, не достигнув своего совершеннолетия. Родословная династии Нестле берет начало с трех братьев из Миндерсбаха — Ганса, Генриха и Сэмюла Нестлин (отсюда три птицы в гнезде на фамильном гербе семьи). Отец этих братьев родился приблизительно в 1495 году. Старший сын Ганс родился в 1520, именно у него был сын, который стал затем первым стекольщиком в семье и положил начало династическому ремеслу — на протяжении пяти поколений эта профессия передавалась от отца к сыну. Впрочем, семья Нестле была щедра и на мэров — ими были обеспечены города Дорнштатен, Фреденштат, Нагольд и Шульц, на Неккаре.
Но Генри Нестле не стал ни стекольщиком, ни мэром – начиная с 21 года, он в течение четырех лет был учеником владельца аптеки в швейцарском городке Вевей. А в конце 1839 года получил официальное разрешение заниматься химическими экспериментами и продавать лекарства. В это время Нестле меняет свое имя Генри на Анри, чтобы легче было адаптироваться к новым социальным условиям Швейцарии.
Как Генри спас младенца от голодной смерти
В течение четырех лет, смешивая порошки и отпуская покупателям леденцы, Генри мечтал о собственном деле и, наконец, удача улыбнулась: он получил возможность приобрести по сходной цене небольшое перерабатывающее предприятие. Собственного капитала у молодого человека не было, но выручила тетушка из Франкфурта. У вдовы были кое-какие сбережения, и она согласилась одолжить их племяннику. Так Генри Нестле стал владельцем фабрики, складов, лесопилки и машины для приготовления растительного масла.
Сначала новоиспеченный бизнесмен занялся производством фруктовых ликеров и уксусов. Чуть позже он начал выпускать газированную воду и лимонад. Потом молодому предпринимателю захотелось чего-нибудь поострее — к уксусу добавилась горчица. На этом эксперименты не закончились. Пользуясь своими познаниями в химии, Нестле занялся изготовлением газа для уличных фонарей. Заменив масляные светильники газовыми, он не только сделал крохотный Вевей светлее, но еще смог неплохо заработать.
Родители воспитали Генри основательным и ответственным человеком. Лишь почувствовав себя состоятельным, он решил, что пора обзаводиться семьей. К тому времени ему перевалило за 45 лет. Его избранницей стала хрупкая Клементин Эман, дочь франкфуртского врача. Она была моложе супруга на 19 лет. Но, несмотря на молодость, Клементин оказалась слаба здоровьем и не могла иметь детей. Однако супруги бесконечно любили друг друга и были счастливы, а в доме постоянно раздавались детские голоса. Клементин с удовольствием занималась ребятней, чьи мамы работали на фабрике ее мужа. Именно она и обратила внимание Генри на то, что младенцам часто не хватает материнского молока.
В 1860-х годах опытный фармацевт и химик Нестле начал эксперименты с коровьим молоком, пшеничной мукой и сахаром. В 1867 году появилась готовая молочная смесь для грудных детей Farine Lactue Henri Nestle («Молочная мука Нестле») — порошок, легко растворимый в воде. Стоила она 50 центов за бутылочку. Первым, кто попробовал новую молочную смесь, был новорожденный ребенок одной из сотрудниц Нестле. Малыш родился недоношенным и ему не годилось в пищу ни материнское молоко, ни коровье, ни козье. Порошок Нестле просто спас ему жизнь.
После этого случая «Молочная мука Нестле» получила заслуженное признание, и уже через несколько лет ее стали активно продавать в большинстве стран Европы. Теперь жена Генри могла почувствовать себя настоящей матерью. Всех детей, которых она выкормила из бутылочки молочной смесью, созданной мужем, Клементин называла не иначе как «наши детки».
Вид счастливой жены с младенцем на руках натолкнул Генри на мысль создать эмблему для своей продукции – что-нибудь, напоминающее о материнстве, любви, безопасности. В итоге, он принял решение использовать свой фамильный герб – гнездо с птичками – в качестве торгового знака. На швейцарском диалекте немецкого языка Nestlе означает «маленькое гнездо». Один из торговых агентов предлагал заменить гнездо на белый крест швейцарского флага, но Нестле отказался от этой идеи: «Сожалею, но не могу позволить заменить гнездо швейцарским крестом. Я не могу иметь различные торговые марки для каждой страны – кто угодно может использовать крест, но никто не может воспользоваться моим фамильным гербом».
Из конкурентов в компаньоны
Тем временем, «Англо-швейцарская компания по производству сгущенного молока» (Anglo-Swiss Milk Company), основанная в 1886 году американцами Чарльзом и Джорджем Пейджами, расширяла ассортимент своей продукции и в середине 70-х годов XIX века стала производить заменители грудного молока. Компания Nestlе, владельцем которой с 1874 года стал Жюль Моннер, предприняла ответный шаг и выпустила на рынок собственную марку сгущенного молока. Компании оставались основными конкурентами в этой области до тех пор, пока не произошло их слияние в 1905 году. С этого года конкуренты стали компаньонами, и совместное предприятие получило название «Нестле и Англо-швейцарская молочная компания» (Nestlе and Anglo-Swiss Milk Company). Уже в начале XX века компания владела фабриками в Соединенных Штатах, Британии, Германии и Испании.
В 1907 году компания начала завоевывать рынок Австралии, что позволило вдвое увеличить объем производства. В это же время для обеспечения потребностей быстро растущего азиатского рынка в эксклюзивной продукции компании были открыты склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее.
Тем не менее, основные производственные мощности все еще располагались в Европе, и начало Первой мировой войны нанесло серьезный удар по деятельности компании. Все трудней становилось получать сырье и распространять готовую продукцию. Нехватка свежего молока по всей Европе заставила фабрики распродать практически все запасы, чтобы удовлетворить потребности населения. Но, несмотря на сложности, война создала невиданный ранее спрос на сухое и сгущенное молоко, в основном за счет правительственных заказов. Чтобы справиться с ними, Nestlе приобрела несколько фабрик в Соединенных Штатах. К концу войны компания владела 40 фабриками, а объем производства по сравнению с 1914 годом практически удвоился.
Любимый напиток американских солдат
Послевоенное время принесло с собой кризис для компании Nestlе. Перестали поступать правительственные заказы, а люди, привыкшие за время войны к сухому и сгущенному молоку, предпочли вернуться к свежему, как только оно снова стало доступным. В 1921 году компания впервые понесла убытки. Рост цен на сырье, послевоенное затишье в мировой экономике и падение курсов валют усугубляли ситуацию.
Руководство Nestlе быстро отреагировало на сложившееся положение и пригласило швейцарского банковского эксперта Луиса Даплеса для реорганизации компании. Приведя в соответствие уровень производства и продажи, а также сократив непокрытые задолженности, Даплес наладил работу компании. В 1920-е годы Nestlе впервые вышла за рамки своего традиционного ассортимента. Вторым по значимости видом деятельности компании стало производство шоколада. Появились и новые продукты: молоко с солодом, растворимый напиток Milo, порошковая пахта для детей.
Важным в истории компании считается 1938 год – тогда мир впервые попробовал растворимый кофе Nescafe. В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к руководству Nestle с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка и производство кофе Nescafe. Заслуга в этом принадлежала специалисту компании Nestle — швейцарскому химику Максу Моргеншталеру. В течение нескольких лет он экспериментировал с кофе и в результате выяснил, что в кофейном зерне содержится почти 50% растворимых в воде веществ, которые можно полностью извлечь в раствор.
Нельзя сказать, что первый растворимый кофе имел большой успех. Вкус и аромат нового напитка с большой натяжкой можно было сравнивать с настоящим вареным кофе. Кстати, сам Макс Моргеншталер довольно скептически относился к своему детищу и предпочитал выпивать за завтраком чашечку крепкого кофе, сваренного по всем правилам.
Во время Второй мировой войны прибыль Nestle резко сократилась — с 20 миллионов долларов в 1938 году до 6 миллионов долларов в 1939 году. Швейцария, которая была нейтральной страной, все более и более становилась изолированной от Европы, поэтому компании Nestle пришлось значительную часть своих сотрудников перевести в США, в город Стамфорд, штат Коннектикут.
Но именно Nescafe увеличило прибыль компании. За время Второй мировой войны Nestle увеличила объем продажи своей продукции со $100 миллионов в 1938 году до $225 миллионов в 1945-м. Растворимый кофе был невиданным до сих пор продуктом. Для армии растворимый кофе оказался просто незаменимым — кофемолкам и кофеваркам не было места на фронтовых кухнях. После того как США вступили во Вторую мировую войну, Nescafe стал основным напитком американских солдат, воюющих в Европе и Азии. К 1943 году годовой уровень продаж нового продукта достиг одного миллиона ящиков. А когда конец войны стал очевиден, руководители компании Nestle обнаружили себя владельцами мирового концерна кофе.
В новом тысячелетии
В первой половине 1990-х годов, когда на мировом рынке продолжились интеграционные процессы и были разрушены торговые барьеры, для компании Nestle настали хорошие времена. Компания открыла для себя новые возможности продаж – на рынках Центральной и Восточной Европы и Китае. И в новое тысячелетие Nestle вошла уже как мировой лидер пищевой промышленности — с более чем пятьсот фабрик, которые расположены в семидесяти странах мира, и ежегодной прибылью более чем семьдесят один миллиард швейцарских франков.
Генри Нестле дожил до 76 лет, скончавшись в 1890 году от инфаркта миокарда. Он по праву мог считать себя счастливым человеком. Ему не суждено было вырастить собственного сына, но он смело мог гордиться своими детьми: фармацевт из Франкфурта создал продукт, который за многие годы его использования помог не одной тысяче малышей, позволив многим семьям избавиться от проблемы нехватки материнского молока. Благодаря своему упорству и труду Нестле создал компанию собственного имени, которая продолжает успешно развиваться на протяжении почти полутора сотен лет.