Из истории создания саксофона


(На фото Адольф Сакс и его первый саксофон)

И, распахнувши двери чудесам, -
Как влажный ветер, шевелящий дюну, -
Он, саксофон приблизивши к устам,
В раскрытый клюв легко и нежно дунул.
Я. Белинский


«Только саксофон может передать нежность и страсть, оттенённые сдержанной силой…»
Ж. Бизе



Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном — Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе – применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель – «Болеро», С. В. Рахманинов – «Симфонические танцы», А. К. Глазунов – Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев – ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян – в балет «Гаянэ», М. Равель – в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз – это его родная стихия.

Саксофон – это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные – сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си — бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.

Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.




История создания саксофона.


Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль — Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля — Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.

Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.

Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.

Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.

Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса — будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни — Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.

K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы «S», на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили — Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.

Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным «голосом». Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. — уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он «подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными».


Первый саксофон


Как известно, рождение всего нового — это всегда и тайна, и неожиданность. Так было и тогда, в Брюсселе, зимой 1842 года… Как — то в минуты отдыха Сакс приставил мундштук от басового кларнета к офиклеиду, медному духовому инструменту басового регистра, и попробовал играть. Едва он извлек первые звуки, как его творческая мысль заработала в нужном направлении. «Как же назвать новый инструмент? — подумал Сакс. — Видимо, просто — саксофон, то есть „звук, найденный Саксом“. Возможно, так оно и было, Сакс, к сожалению, не оставил каких-либо сведений об этом заманчивом эксперименте. „Так вызванное его гением озарение, — писал бельгийский музыкальный критик, композитор и педагог Франсуа Фетис, — дало возможность применить принцип вибрации этого типа инструментов к новой… форме медного духового инструмента, который стал одним из лучших и, без сомнения, самым оригинальным его изобретением“.

Впрочем, основополагающая работа по созданию нового инструмента была у Сакса впереди. По некоторым сведениям идея изобретателя родилась задолго до 1842 года. Еще Шарль Сакс утверждал, что сын изобрел саксофон уже в 1838 году. Однако Антуан не оставил никаких документальных подтверждений. Поэтому дату рождения саксофона следует отнести к 1842 году.

Вскоре произошла знаменательная в творческой жизни — Сакса встреча с молодым, но уже довольно известным в то время композитором Гектором Берлиозом. Это случилось в начале июня 1842 года в Париже, куда изобретатель приехал специально, чтобы познакомить столичных французских музыкантов со своими новыми инструментами, чему в немалой степени способствовали предложения со стороны Ф. Габенека и профессора-инструментоведа „Коллеж де Франс“ Ф. Савара.

В этот день Берлиоз и Сакс много беседовали. Изобретатель рассказывал композитору о своих планах и предложил послушать игру на изобретенных им кларнетах и изобретенном саксофоне, он пришел в восторг от саксофона, звук которого был совершенно необычным и непохожим ни на один из тембров, украшавших тогда оркестр – с этого времени началась долгая и крепкая дружба двух талантливых музыкантов.

Берлиоз пригласил Сакса на прослушивание в консерваторию. В присутствии многочисленной аудитории, среди которой были именитые композиторы Ф. Обер, Ж. Галеви, Г. Доницетти, Э. Мони и другие, Сакс играл на своих новых инструментах. Гаэтано Доницетти, прослушав выступление Сакса, сразу же предложил ему место в оркестре в качестве солиста на бас-кларнете. Собственно, Сакс был не против этого, но музыканты, узнав об оказанной изобретателю чести, поставили ультиматум: „Если будет Сакс, не будет нас“. Это положило начало борьбе, которую вела против — Сакса консервативная часть французских музыкантов и конкурирующие фабриканты на протяжении всей жизни изобретателя.
После возвращения Сакса в Брюссель „Journal des Debats politique et litteraire“ (»Газета политических и литературных дебатов" от 12 июня 1842 года опубликовала статью Г. Берлиоза «Музыкальные инструменты А. Сакса», рассказывающую читателям об успехе и творческих планах молодого бельгийского изобретателя. Как знаток музыкальных инструментов Берлиоз подробно анализирует конструктивные нововведения кларнета in B и бас-кларнета, делая, в частности, в отношении последнего следующее заключение: «В новом бас-кларнете Сакса нет ничего старого, кроме названия». Здесь Берлиоз дает краткую, но меткую характеристику мастеру-новатору: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет, и думать, и делать — выдумывает и сам же выполняет». И все же предметом особенно восторженных отзывов композитора стал саксофон: «Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой медный духовой инструмент, довольно похожий по своей форме на офиклеид, но снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас-кларнета. Таким образом, саксофон может считаться родоначальником новой семьи язычковых медных инструментов. Его диапазон составляет три октавы, начиная с нижнего звука си-бемоль и до верхнего звука фа, его аппликатура примерно такая же, как аппликатура флейты и второй октавы кларнета. Что касается звучания, то его природа такова, что я не знаю ни одного инструмента низкого регистра, применяемого в настоящее время, который мог бы в этом отношении с ним сравниться. Саксофон — это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Он значительно превосходит, на мой взгляд, низкие звуки офиклеида в отношении их точности и устойчивости. К тому же характер звучания саксофона совершенно необычен и непохож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре, если не считать в какой-то степени низкие звуки ми и фа бас-кларнета. Благодаря наличию трости саксофон может легко усиливать и ослаблять звучание. В верхнем регистре он воспроизводит волнующие и вибрирующие звуки, которые можно было бы успешно использовать для усиления мелодической выразительности. Вероятно, этот инструмент никогда не будет пригоден для игры быстрых пассажей и сложных арпеджио — но инструменты низкого регистра и не предназначены для легких переходов. Поэтому, чем сожалеть об этом, лучше радоваться тому, что невозможно будет злоупотреблять саксофоном и нарушать величественный характер его звучания, исполняя на инструменте музыкальные пустяки».

Таким образом, Берлиоз одним из первых привлек внимание европейских музыкантов к работам талантливого бельгийского мастера, предвосхитив вместе с тем будущее саксофона. Так или иначе, но с легкой руки композитора известность Сакса и его саксофона перешагнуло границы Бельгии. Эта блестяще написанная статья открыла
первую страницу в биографии саксофона. Примечательно, что с публикацией Берлиоза вскоре познакомились и русские читатели — она была перепечатана газетой «Messeger de S-t-Petersburg» (1842, 11 октября, №41), выходившей в Петербурге на французском языке, что, безусловно, способствовало привлечению внимания музыкальных кругов русского общества к новаторским поискам брюссельского изобретателя.

Сразу же после выхода статьи Берлиоза — Сакс получает официальные предложения от правительства ряда европейских стран, в том числе и из России, об организации широкого производства духовых музыкальных инструментов для нужд военных оркестров. Особенно настойчивые просьбы исходили от правительства и военных кругов Франции.

И вот, вопреки протестам отца, в расцвете творческих сил двадцатисемилетний Сакс навсегда покидает родину и в октябре 1842 года переезжает в Париж. Французская столица того времени была центром музыкальной и художественной жизни Европы, куда стремились самые блистательные таланты, чтобы добиться признания. Париж манил Сакса своими перспективами, размахом творческой деятельности, возможностью наиболее полно удовлетворить свое честолюбие, о котором говорит хотя бы такой факт из жизни изобретателя. Еще в 1841 году Сакс выставил в Брюсселе коллекцию из девяти своих новых изобретений. Частная комиссия, организованная специально для рассмотрения его инструментов, объявила о своем решении присудить Саксу золотую медаль. Однако официальное жюри, учрежденное для оценки вещей, принадлежащих к разным отраслям промышленности, высказало мнение, что изобретатель для получения такой высокой награды еще слишком молод. В итоге Сакс был удостоен серебряной медали, от которой отказался, сказав комиссии, что считает себя слишком старым для этой награды.
В Париже начался новый период творческой биографии Сакса. Он начал с того, что занял 4000 франков у флейтиста «Гранд-Опера» Доруса и приобрел помещение, в котором открыл собственную фабрику по производству духовых инструментов. Сакс встретил дружескую поддержку и покровительство со стороны видных композиторов: Берлиоза, Мейербера, Россини, Доницетти, Обера, Галеви — Понтини, музыкантов «Гранд-Опера». Однако с самого начала жизнь эмигранта-изобретателя в Париже, внешне яркая и счастливая, была омрачена завистью и подлостью его коллег — французских музыкальных мастеров, доводивших Сакса временами до разорения.

Начало 1840-х годов для Сакса — время самого высокого творческого взлета, характеризующиеся огромным размахом изобретательской деятельности. 17 августа 1843 года Сакс получает свой первый французский патент за изобретение семейства медных инструментов — сакструб, снабженных системой независимо вращающихся вентилей. 22 ноября 1845 года к этому патенту добавляется еще один — за новое семейство саксгорнов, имеющих единый тубообразный внешний вид с помещенными вертикально сверху пистонами. Эти инструменты составили в дальнейшем основу современного духового оркестра. Триумфальной датой для изобретателя стал день 3 февраля 1844 года, когда в знаменитом парижском зале Герца состоялся авторский концерт Берлиоза. В программу вечера, кроме впервые исполняющихся под руководством автора увертюры «Римский карнавал», сцены с хором и небольшой оркестровой пьесы, был включен «Священный хорал» (переложение фрагмента кантаты Берлиоза «Герминия», 1828) для секстета духовых инструментов, усовершенствованных Саксом: трубы, корнета, бюгля, кларнета, бас-кларнета, саксофона. Причем на последнем играл сам изобретатель.

… Программа концерта подходила к концу, когда зазвучала величаво-торжественная музыка хорала. Изысканная публика зала Герца, затаив дыхание, вслушивалась в вариации темы, поочередно звучащие то у одного солиста, то у другого. И вот в один из моментов ансамбль прервал игру представив соло саксофона. На слушателей хлынул, по словам Берлиоза, поток «торжественных и меланхоличных, а иногда расплывчатых, подобных ослабленному звучанию эха звуков». Как только растворились в зале последние пассажи инструмента, слушатели устроили изобретателю бурю оваций. Потрясенный услышанным, Мейербер воскликнул: «Вот для меня совершенство звука!», а Россини, остыв от восторга, признался, что «никогда не слышал ничего более прекрасного» — с этого вечера саксофон вступил в большую семью уже признанных духовых оркестровых инструментов. Это была знаменательная веха в его истории.

Не следует, однако, думать, что саксофон имел законченное конструктивное решение. Интересно одно из воспоминаний историка военной музыки, австрийского органиста, дирижера Эдмонда Неккома, присутствовавшего на авторском концерте Берлиоза. «Когда настал триумфальный для изобретателя день, — писал он, — саксофон, фигурировавший в программе концерта, был далеко еще не закончен. Поэтому Сакс, как человек, которого не останавливают никакие трудности, велел привязать клапаны инструмента веревкой, а сам присоединил к саксофону с помощью сургуча какие-то части».

Воодушевленный успехом, Сакс с присущей ему энергией приступил к созданию семейства саксофонов, которое вскоре включает в проект нового инструментального состава, предназначенного для реорганизации французских военных оркестров. И вот в апреле 1845 года в Париже, на Марсовом поле, состоялся конкурс военных оркестров, в котором одержал победу оркестр Сакса. Наибольшие похвалы и одобрения со стороны комиссии этого конкурса выпали, по свидетельству секретаря жюри Г. Кастнера, главным образом на группу саксофонов, «охватывающую обширную хроматическую шкалу от высоких до низких звуков, способную составить, следуя сделанному Саксом заявлению, ядро военного оркестра, подобное звучанию вокального квартета, и основу, на которой можно легко строить гармонию».

В том же 1845 году саксофон был представлен Саксом на французскую национальную выставку, а 22 июня 1846 года изобретатель получил на десять лет свой следующий патент. К этому патенту Сакс приложил подробное описание своего нового семейства язычковых инструментов. В патенте, в частности, изобретатель указал, что изготовил в разных строях два самостоятельных семейства саксофонов, из которых одно предназначалось для применения в симфоническом оркестре, а другое — в духовом. Создав эти семейства, Сакс преследовал вполне определенную цель — обогатить звуковую палитру инструмента новыми тембровыми оттенками и как можно шире охватить используемую в музыкальной практике звуковысотную шкалу. Первое семейство было составлено им из шести разновидностей, настроенных в строе in F и in C, а во вторую группу вошло семь инструментов в строе in Es и in B. Каждая разновидность саксофона получила свое название в соответствии с тесситурой, принятой в разделении певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас.

Саксофоны первой группы не получили должного признания у исполнителей и композиторов. Наибольшую популярность, как в духовом, так и в симфоническом, а позднее и в джазовом оркестрах приобрело второе семейство.

Развитие творческо-технической мысли — Сакса не остается незамеченным и в русской прессе, В одной из публикаций журнала «Москвитянин» сообщается, что «к Лондонской выставке Сакс приготовил целую партию саксофонов — инструмента совершенно нового… металлического, но с деревянным мундштуком, как у кларнета. Никогда еще не слыхали ни в одном духовом инструменте тона такого сильного, такого чистого и такого приятного, какой издает саксофон. Самая низкая нота его равняется четвертой струне контрабаса, между тем как высокая доходит до самой тончайшей трели певчих птиц: это огромный голос человеческий с неизмеримой гаммой, голос густой, полный, светлый, чистый, увлекательный».

Чтобы судить о размахе изобретательской деятельности Сакса, достаточно сказать, что за свою творческую жизнь он запатентовал 35 изобретений. Его усилия были направлены на улучшение конструкций не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных. И все же активное изобретательство было лишь одной стороной деятельной натуры Сакса. Так, по отзыву Мейербера, «Сакс являлся не только талантливым инструментальным мастером, но и, кроме того, видным музыкантом-исполнителем, дирижером. Его теоретические познания, полученные в результате добросовестных занятий и закрепленные долгой творческой практикой, позволили ему реализовать свои замыслы по усовершенствованию и изобретению музыкальных инструментов, многие из которых получили огромное признание у исполнителей и композиторов».

Характеризуя в целом творческую деятельность Сакса, можно сказать, что, являясь одним из видных представителей западноевропейских музыкальных мастеров и деятелей культуры второй половины XIX столетия, он совершил, по существу, подлинный переворот в производстве духовых инструментов, намного опередив тем самым свое время.

Надо сказать, что конструкция саксофона восприняла преимущество так называемой бемовской механики, но с теми изменениями, которые требовали особенности строения саксофона. По мере освоения саксофон подвергался неизбежным конструктивным варьированиям, не затрагивавшим основу первоначальной модели Сакса, а лишь дополнившим ее в деталях. Чтобы улучшить звуковые качества инструмента, а также расширить его технические возможности, фирмы-изготовители несколько увеличивают в объеме канал саксофона, модифицируют мундштук и, как следствие этого, совершенствуют клапанную механику.

Первые модели саксофона имели два раздельных, невзаимосвязанных октавных клапана, три боковых клапана для левой руки и один для правой, а также дополнительный клапан для указательного пальца левой руки, что позволяло исполнителям продлевать верхний предел диапазона до фа третьей октавы. Нижний регистр инструментов Сакса ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации. Имелись также два боковых клапана b и c второй и третьей октавы и клапаны для мизинцев gis и es первой и второй октавы. В 1880 году сам изобретатель сделал попытку расширить нижнюю границу диапазона, сконструировав модель саксофона-альта с нижним звуком ля малой октавы, за счет некоторого удлинения раструба. В 1890 году французская фирма «Lecomte» делает серьезное конструктивное изменение — изобретает систему сдвоенного октавного клапана, что значительно улучшает техническую подвижность инструмента, А американская фирма, «Conn» совместно с известным в то время кларнетистом и саксофонистом-виртуозом Э. Лефебром добавляет боковой клапан ми-бемоль третьей октавы.
Работа по усовершенствованию конструкции саксофона не прекращается до настоящего дня, что, без сомнения, способствует прогрессу, как самого саксофона, так и исполнительства на нем. Фирмы — изготовители стараются внести в механику инструмента свои отдельные новшества. Такие отличия в устройстве саксофонов имеют, например, модели инструментов фирм «Selmer» и «Buffet» (Франция), «Conn» и «Ton King» (США), «Yamaha» (Япония), «Amati» (Чехия), «BS» (Германия) и другие.

В истории развития любого музыкального инструмента несомненный интерес представляет вопрос о его возможной связи с другими инструментами. Существовала ли «генетическая» связь саксофона с предшествующими ему видами духовых музыкальных инструментов?
Еще до Сакса музыкальные мастера Западной Европы делали попытки конструировать инструменты, в которых бы возбуждение воздушного столба в канонической трубке вызывалось бы с помощью одинарного язычка.

Самый первый инструмент такого типа изготовлен в 1807 году французским часовым мастером Дефонтенелем. Этот инструмент наиболее часто упоминается в различной зарубежной и отечественной литературе как один из предшественников саксофона. Он представляет собой грубо выточенную из дерева трубку с размещенными на ней тринадцатью клапанами, с мундштуком, подобным кларнетовому, с несколько отогнутой назад мундштучной трубкой и с сильно загнутым вверх и вперед раструбом. Единственный экземпляр этого инструмента хранится в настоящее время в музее Парижской консерватории. По внешнему виду изобретение Дефонтеля напоминает саксофон, но в отличие от него имеет целендрический канал. Эта последняя характерная деталь была неизвестна до тех пор, пока практический эксперимент немецкого музыканта Д. Kула, проведенный им в 30-х годах уже нашего века, не установил, что при передувании инструмент Дефонтенеля дает интервал дуодецимы (как кларнет), а не октаву, и является по сути дела предшественником современного бас-кларнета. В пользу этого вывода можно привести объяснение английского музыковеда Ф. Рендала, исследовавшего также предшественников саксофона: «Враги Сакса, а их в Париже у него было много, нашли в примитивном деревянном инструменте, изготовленном часовым мастером из Лизьё Дефонтенелем, прототип саксофона. Конечно, мундштук его кларнета удобно сгибается к губам исполнителя, а перевернутый раструб и конический снаружи ствол, делают его похожим на саксофон».

Необходимо упомянуть и о каледонике, изобретенной в 1820 году шотландским музыкальным мастером У. Мейклом, приближавшейся своим «матовым» звучанием к саксофону. Как считают, Мейкл, остановившись на первоначальной модели инструмента, передал его для дальнейшего усовершенствования английскому мастеру деревянных духовых инструментов Д. Вуду, который благодаря некоторому изменению конструкции и направления раструба, изогнутого им под углом 80о, превратил каледонику в несколько иной по форме и звучанию инструмент. Так родился альт-фагот, представляющий из себя деревянный инструмент, покрытый темно-коричневой краской, с конической внутренней формой ствола. По внешнему виду он походил на фагот, но его мундштук сохранял близость мундштука кларнета. Настроен был альт-фагот октавой выше современного фагота.

Еще одним предшественником саксофона считается тенорун — деревянный инструмент с клювообразным мундштуком, изобретение которого приписывают известному английскому кларнетисту Г. Лазарусу (1815-1895). В действительности тенорун — это тенор-фагот, настроенный на кварту выше современного фагота. Полагают, что Лазарус, игравший на тенор-фаготе еще в детстве, спутал его с альт-фаготом, внеся тем самым неясность в названия инструментов, которая была устранена уже в нашем веке знатоком музыкальных инструментов Сэндалом. Скорее всего, оба названных инструмента имели с саксофоном лишь отдельное сходство и потому большинство исследователей не называют их родоначальниками инструмента Сакса. Для этого нужны более важные конструктивные признаки, какие имели, например, офиклеид и бас-кларнет. Версия о гибриде этих двух инструментов является официально принятой, ибо саксофон действительно объединил в себе многие звуковые свойства, как семейства мундштучных инструментов, так и особенности звучания деревянной группы. Ведь саксофон роднит с офиклеидом изготовленная из металла коническая трубка и наличие развитой системы клапанного механизма, а с бас-кларнетом — клювообразный мундштук и изогнутый в форме курительной трубки ствол. В существовании между этими инструментами родственной связи убеждает нас и первое описание саксофона, данное Г. Берлиозом в статье «Музыкальные инструменты А. Сакса», в которой подчеркнуто, что «детище» Сакса имеет подобие с внешней формой офиклеида и с мундштуком бас-кларнета, что ему досталось от природы, технические и звуковые возможности инструментов низкого регистра.

Словом, саксофон, рожденный блестящим творческим замыслом Сакса, сконцентрировал в себе отдельные качества других духовых инструментов.

05.11.2014 в 18:29
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: