Жан Кальвин

Когда вы слышите это имя, Жан Кальвин, какие мысли приходят в вашу голову?

Вот что говорили о нем некоторые люди:

«XVI век был великим веком. Это был век Рафаэля и Микеланджело, Спенсера и Шекспира, Эразма и Франсуа Рабле, Коперника и Галилео, Лютера и Кальвина. Из всех личностей, принёсших славу этому столетию, никто не оставил более долговечного наследия, чем Жан Кальвин». (Джорджия Харкнес "John Calvin. Themanandhisethic”, 258)

 

Другой человек написал:

«Нам всегда сложно любить человека, с такой черствой и мрачной душой, как у Жана Кальвина. У него было самое богохульное представление о Боге за всю историю».

 

«Я был свидетелем его жизни на протяжении 16 лет…Этот человек был примером жизни и смерти христианина, поэтому его нелегко осуждать и ему сложно подражать…» (Теодор Беза, сподвижник и преемник Жана Кальвина)

 

К большому сожалению, очень многие люди имеют смутное, карикатурное и далекое от истины представление о Жане Кальвине.

 

Часто люди думают о Кальвине лишь как о спорящем богослове со стопкой книжек в руках. Для многих Кальвин – это сердитый средневековый монах, сидящий в своей келье посреди многочисленных книг и пишущий ответы на критику своим оппонентам.

 

Некоторые даже считают, что Кальвин был религиозным диктатором, и даже более того, многие называют его кровожадным тираном, врагом Христовой церкви…

 

Большинство людей знают о Кальвине лишь две вещи: он верил в избрание и он казнил Сервета, и из-за знания лишь этих фактов, складывается достаточно карикатурное представление о Кальвине.

 

Но я бы хотела, чтобы сегодня, мы оставили в стороне все эти предрассудки, слухи и мнения и попробовали бы перенестись в XVI и посмотреть на то, кем же на самом деле был человек по имени Жан Кальвин…


 

 

  1. Краткая биография.

 

Жан Кальвин родился в небольшом французском городе Нойоне, 10 июля 1509 года. В это время Лютер уже читал лекции в Виттенбергском университете. У Жана Кальвина было еще четыре брата.

 

Кальвин часто называл себя: «Выходцем из простого народа». Хотя один из его дедушек был не то лодочником, не то бочаром, отцу его, Жерару,  удалось выбиться в люди и занять пост нотариуса в архивариуса при католической церкви. Затем он женился на дочери владельца гостиницы – Жанне ле Дранс. Жан был их вторым ребенком. Когда Жану было примерно 4-5 лет, его мать умерла из-за чумы, бродившей тогда по Европе.

 

Дом Кальвина был уважаемым, но был среднего достатка.  Отец Кальвина был человек рассудительный и был желанным гостем в домах сеньоров.

 

С детства Жан Кальвин находился среди де­тей одной знатной семьи и его отец добился, чтобы Жан смог получать образование вместе с ними.

 

Еще с самого детства Жан выделялся среди остальных учеников своими способностями, и когда ему исполнилось 12 лет, его отец, бывший в близких отношениях с местным епископом, подобрал ему духовную должность.

 

После того, как Кальвин получил начальное образование, пришло время, когда ему нужно было поступать в университет. И он отправился в самый известный на то время, Парижский университет, чтобы изучать там классические языки, литературу и гуманистические теории. Благодаря проводившимся там богословским спорам он получил представление об учениях Уиклифа, Гуса и Лютера. Но, несмотря на это, он все еще, как он сам выразился позже, «цеплялся за папские предрассудки»[1].

 

В тот же месяц, когда Кальвин поступил в этот университет, там же во Франции, был заживо сожжен на костре августинский монах по имени Жан Вальер за причастность «к ереси Мартина Лютера». Он был первым мучеником во Франции. И нам не известно, какое именно впечатление произвело это событие на молодого студента по имени Жан Кальвин.

 

В 1528 году Жан получил степень магистра искусств.

 

Отец Жана к тому времени потерял влияние в Нойоне, поссорившись с местным епископом, и решил, что сыну следует отказаться от богословского обучения и тем самым перестать стремиться стать священнослужителем.

 

Вместо этого, Жерар Кальвин желал, чтобы сын занялся изучением права. И именно с этой целью Жан Кальвин отправился в университет города Орлеана, а затем в университет Буржа, где его преподавателями были два самых известных юриста того времени.

 

Примечательно, что будучи студентом университета Орлеана, по словам Теодора Безы(преемника Кальвина), «Жан Кальвин чаще был учителем, чем учеником», поскольку преподаватели неоднократно просили его провести какие-либо занятия, когда в силу каких-то обстоятельств не могли это сделать[2].

 

Именно получая образование в университете Орлеана, молодой Кальвин познакомился с Вольмаром, лютеранином из Германии, который и познакомил Жана с учением Реформации.

 

В 1531 году, когда Кальвину был 21 год, умирает его отец.

 

Хотя смерть отца было печальным событием, тем не менее, это позволило Жану самому выбирать свое жизненное поприще.

 

Он возвращается в Париж. Там же в Париже он опубликовал свою первую литературную работу – комментарий к книге Сенеки, философа, жившего во времена Римской империи.

 

Если в истории жизни Лютера мы находим достаточно подробное описание его обращения, то с Кальвином все наоборот. Мы практически не знаем ничего о его обращении. Сам он редко писал о себе, хотя однажды он написал следующее:

 

«Мой отец с раннего детства направлял меня на путь теолога…затем, передумав, он послал меня изучать право…пока, наконец, Бог не направил мою жизнь в иное русло тайною рукой Своего провидения. Внезапным обращением Он сделал способным к учению мой упрямый молодой ум, потому что я так глубоко погряз в предрассудках папства, что ничто меньшее, чем Божья воля, не смогло бы вырвать меня из этой пучины»[3].

 

Даже после своего обращения, Кальвин не был намерен заниматься какой-либо активной реформаторской деятельностью.

 

Его любимым занятием было чтение книг. И именно этим он хотел заниматься всю свою жизнь.

 

Но Бог имел для него другие планы.

 

Через некоторые время после обращения Кальвина (это 30-е годы 16-го столетия), во Франции начинаются гонения на протестантов.

 

В 1534 году Кальвин открыто переходит на сторону протестантов, он посещает их и поддерживает, как может.

 

В 1534 году близкий друг Кальвина Николас Коп был избран ректором городского университета. Кальвин помог написать ему одну из торжественных речей, в которой он открыто осуждал католическую церковь и защищал реформы, начатые Лютером.

 

Слухи об этом дошли до короля Франции Франциска I, который приказал арестовать еретиков. Во Франции начались гонения на протестантов.

 

В 1535 году Кальвин отправился в поисках убежища в швейцарский Базель. Это был свободный город, в котором находили убежище многие протестанты.

 

Живя в Базеле, у Кальвина было два основных занятия:

 

1.      Он помогал некоему Питеру Роберту переводить Библию на французский язык.

 

2.      И второе, вероятно, самое значительное, Кальвин начал писать книгу, в дальнейшем известную как «Наставление в христианской вере».

 

Это книга (есть на русском языке), является самым выдающимся трудом Реформации (к ней мы еще вернемся).

 

Эту книгу Кальвин посвящает королю Франции – Франциску I.

 

В своих письмах, Кальвин писал, что сильно переживал из-за того, что в то время, когда он спокойно жил в Базеле, многие святые и верные братья были заживо сжигаемы во Франции.

 

Именно по причине сильных гонений во Франции, Кальвин считал своим долгом сесть и написать королю Франции книгу, которая бы изъясняла с самого начала суть христианского учения и ясно бы изобличала все заблуждения католической церкви.

 

«Когда вы держите в своих руках книгу «Наставление в христианской вере», помните о том богословии, которое для Кальвина, было закалено в печи, растопленной огнем человеческих тел»[4].

 

Примечательно, что этот труд Кальвин впервые написал, спустя лишь 3 года после своего обращения. 

 

Первое издание «Наставлений» насчитывало примерно 520 страниц.

 

На протяжении всей своей жизни Кальвин постепенно дополнял эту книгу. И сейчас у нас есть этот труд, содержащий уже приблизительно 1860 страниц.

 

Первоначально книга была написана на латыни, но потом была переведена Кальвином и на французский. Заметьте, что это все происходило во время, когда не было компьютеров и печатных машинок.

 

«Наставление в христианской вере» — это самый значительный труд деятелей Реформации.  Даже те, кто не уважительно относится к личности Кальвина, не могут прекословить тому, что это величайшее произведение.

 

«Наставление в христианской вере» — явилось своего рода фундаментом, прочным основанием, реформаторского богословия.

 

Книга была очень хорошо принята такими деятелями Реформации как Лютер, Цвингли, Фарель.

 

Это практический первый серьезный труд по богословию, в котором автор постарался систематизировать христианское вероучение. По сей день, среди студентов богословия данная книга пользуется огромным авторитетом.

 

И конечно, стоить заметить, что мы не согласны с абсолютно всем учением Кальвина. Например, Кальвин, как и Лютер, верил в необходимость крещения младенцев. Также у нас есть несогласие в понимании времени событий Второго Пришествия Христа.

 

Вместо того, чтобы говорить о самой книге, я бы предложил, чтобы сейчас мы посмотрели на некоторые цитаты из этой книги.

 

Жан Кальвин для многих, фигура весьма противоречивая, так давайте посмотрим на него, слушая его собственные слова:

 

1. О Боге

 

«Имя Божие более великолепно, чем что-либо на всем свете»

 

«Все должно быть направлено к Его славе и поклонению, иначе даже самое доброе, чем Он нас наделил, оскверняется богохульством»

 

«Бог назван ревнителем потому, что Он не позволяет какого-либо соперничества, могущего умалить Его славу»

 

2. О Писании

 

«Бог и Его Слово неразделимы.»

 

«Слушать Господа есть послушание Его Слову»

 

«Все учения должны быть принесены к Слову Божиему как к стандарту...»

 

«Когда мы предстанем на суд Божий, наша вина удвоится… если мы затыкали уши, когда Он учил нас Своим Словом»

 

3. О греховности человека

 

«Известно, что человек никогда не достигнет верного знания о себе самом, пока не увидит лика Бога и от созерцания его не обратится к созерцанию самого себя» (Наставление в христианской вере, Книга I, глава 1.2).

 

«…И нам становится понятно, что людей трогает и потрясает собственное ничтожество лишь тогда, когда они сопоставляют его с величием Бога» («Наставление в христианской вере», Книга I, глава 1.3).

 

4. О поклонении Богу

 

«Бог прежде всего желает внутреннего поклонения, и только затем внешнего исповедания. Главный алтарь… должен быть в нас самих, поскольку поклонение Богу духовно — чрез веру, молитву и другие дела благочестия».

 

«Ибо пока люди не усвоят, как следует, что они всем обязаны Богу, что они любовно вскормлены на его отцовской груди, что в Нём источник всякого блага, пока Он не станет единственной целью их устремлений – до тех пор они никогда не придут к искренней набожности. Более того, если люди не научаться полагать своё счастье в Боге, они никогда не станут истинно и самозабвенно поклоняться Ему» («Наставление в христианской вере», Книга I, глава 1.3).

 

5. О жизни верующих

 

Зачастую Кальвину обвиняют в том, что он проповедовал такие слова: «если ты избран, то делай что хочешь, все равно в рай попадешь». Это ложь. Посмотрите, что пишет Кальвин:

 

 «….душа удерживается от злых дел не только из-за страха перед наказанием, но, любя Бога и благоговея перед Ним как перед Отцом, смиренно почитая Его как Учителя и Начальника над собою, она боится оскорбить Его, даже если не было бы никакого ада. Такова истинная и чистая религия – вера, соединенная с трепетным страхом Божьим» («Наставление в христианской вере», Книга I, глава 2.2).

 

Кальвин проповедовал, что истинно верующий человек, любящий Господа, никогда не будет потворствовать греху, он будет ненавидеть его и стараться удаляться от него.

 

Заметьте, какое высокое представление о Боге было у Кальвина.

 

Этот труд буквально пропитан величием Бога и Его славой.

 

Если вы действительно хотите знать, кем был Жан Кальвин, и в какого Бога он верил, то вы, в первую очередь, должны почитать его «Наставление в христианской вере».

 

Теперь давайте снова вернемся к его биографии и посмотрим, что же было после того, как Кальвин написал свой первый труд «Наставление в христианской вере».

 

Итак, проведя в Базеле, чуть больше года, Кальвин решил переехать в Страсбург. Но добраться напрямую до Страсбурга ему не удалось, потому что именно тогда начались военные действия между императором Карлом V и французским королем Франциском I. Так вот, для того, чтобы попасть в Страсбург Кальвину пришлось добираться туда в объезд через Женеву.

 

В Женеве Кальвин намеревался провести лишь одну ночь и потом отправиться в Страсбург. Новость о том, что автор «Наставлений» приедет в Женеву быстро достигла реформатора Уильяма Фареля.

 

Позже Кальвин описывал их встречу: «Фарель, горящий неистовым желанием нести Евангелие, приложил все усилия, чтобы удержать меня. И когда он узнал о моем намерении посвятить себя исследованиям книг и изучению богословия, когда он понял, что мольбы не меня не подействуют, он сказал: «Бог проклянет твое уединение и мирное занятие наукой, к которому ты стремишься». Я был так испуган, пишет Кальвин, что оставил начатое мною путешествие в Страсбург, и решил остаться в Женеве».

 

Кальвин стал служить и проповедовать в церкви Женевы. Но не все в городском совете были согласны слушать Кальвина, поскольку он постоянно обличал аморальную жизнь членов городского совета, особенно из партии либертинцев. 

 

Будучи пастором в Женеве, Кальвин проповедовал Писание, разъясняя людям ее значение стих за стихом, глава за главой, книга за книгой.

 

С приходом Кальвина, в церковь вернулось центральное место для проповеди Писания. Кафедра заняла центральное место в служении церкви.

 

Прошло немного времени, и городской совет все же проголосовал за то, чтобы изгнать Кальвина из Женевы. В последнее воскресенье, перед уездом из Женевы, он как обычно зашел на кафедру и начал последовательно разъяснять следующий отрывок Писания.

 

Следующие три года Кальвин провел в Страсбурге, где служил в церкви беженцам из Франции.

 

В 1541 году его снова пригласили в Женеву. Он принял это приглашение. Вернувшись в свою родную церковь, Кальвин начал проповедовать со следующего стиха, на котором остановился 3 года назад.

 

Он был верен проповеди Писания. Он считал, что именно так нужно проповедовать Писание. Он считал, что нужно проповедовать все Писание, ибо оно все является Словом Божьим. Он считал, что его нужно проповедовать авторитетно, последовательно и буквально.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Кальвин Жан Calvin Jean (франц.) 1509 — 1564 Франция Французский богослов и юрист, основатель кальвинизма (пуританства). «Робкий, необщительный мальчик уже рано стал обнаруживать редкие способности. В городской школе он был первым. Семейство Моммор, одно из первых в этой местности, обратило внимание па талантливого мальчика, приблизило его к себе и позволило заниматься под руководством своего домашнего учителя. В этом-то доме, в обществе своих аристократических сверстников, Кальвин получил своё первоначальное образование; здесь он усвоил себе те несколько утончённые манеры, которые отличали его всегда от германского реформатора, те аристократические симпатии, которые отразились даже на самом характере его учения. […] … благодаря своим успехам, Кальвин скоро переводится в коллегию Монтегю, где, под руководством профессора-испанца, занимается изучением диалектики. По странному совпадению в этой самой коллегии несколько лет спустя слушал лекции другой знаменитый деятель, которому в истории церкви пришлось играть роль диаметрально противоположную той, какая выпала на долю нуайонского воспитанника. Это был испанец Игнатий Лойола. Судя по тем немногим известиям, которые сохранились об этом периоде его жизни, Кальвин уже и тогда обнаруживал необыкновенно сосредоточенный характер. Он вёл тихую, уединенную жизнь, был очень религиозен и работал с усердием и усидчивостью, приводившими в изумление его учителей. В коллегии Монтегю он не только был первым, но даже до срока переводился в высший класс. Товарищи его, однако, не любили. Его сдержанность, нелюдимость, строгий нетерпимый тон и в особенности нотации, которые он позволял себе читать им по поводу их увлечений, раздражали их, вызывали к нему неприязнь. Они мстили своему обличителю насмешками и за склонность к обвинениям дали ему ироническое прозвище «винительный падеж». Зато учителя не могли нахвалиться талантливым, необыкновенно прилежным учеником и уже рано стали возлагать на него большие надежды». Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 172-173.

Источник: http://vikent.ru/author/1882/Кальвин Жан Calvin Jean (франц.) 1509 — 1564 Франция Французский богослов и юрист, основатель кальвинизма (пуританства). «Робкий, необщительный мальчик уже рано стал обнаруживать редкие способности. В городской школе он был первым. Семейство Моммор, одно из первых в этой местности, обратило внимание па талантливого мальчика, приблизило его к себе и позволило заниматься под руководством своего д

Источник: http://vikent.ru/author/1882/

09.07.2014 в 17:27
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: