Константин Ушинский

2 марта 2009 года — 185 лет со дня рождения Константина Дмитриевича УШИНСКОГО (1824-1871), русского писателя, педагога

«Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились… а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом…». Даже через полтора века слышен голос учителя — того, кто хочет объяснить и наставить на путь истинный.
Педагогом по образованию Константин Ушинский не был. Он стал «учителем русских учителей», надеясь помочь своему народу. По книгам, которые Константин Дмитриевич писал сам и составлял в виде хрестоматий, Россия приобщалась к просвещению более сорока лет. Современники называли Ушинского «отцом разумной русской школы». С 1860 года его «Детский мир» и «Родное слово» переиздавались множество раз, а короткие, всегда поучительные рассказы и сказки перешагнули даже через поток революции и долгие годы непременно входили в круг чтения нескольких поколений советских детей.
Что же теперь?
«Беленький гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул».
Это не цитата. Это целый рассказ под названием «Заяц и ёж». Нужны ли современному деловому дошкольнику такие нарочито простые, откровенно стилизованные, казалось бы, даже наивные тексты про беленького зайчика, про маленьких пчёлок, которые разговаривают с цветками яблони и вишни, про мальчика Митю, который любит все четыре времени года?..
Спешить с ответом не стоит. Тридцать лет назад, в 1978 году, в издательстве «Малыш» тиражом 150 тысяч экземпляров вышла книжка Константина Ушинского «Детям» с иллюстрациями Николая Устинова. Вряд ли издатели специально задумывались о том, что Ушинский был рождён в Туле, а Устинов — в Рязани. Просто кто-то разумный устроил встречу двух людей, которые в разных веках дышали одним воздухом. В результате получилась детская книга в самом лучшем смысле этого слова. Нужно её найти. Посмотреть, как зеленеют леса, светит солнышко, как плавно перетекает «простой» текст в «простые», совершенно живые пейзажи…
Может быть, тогда вопрос о современном маленьком читателе решится сам собой.

01.03.2014 в 13:08
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: