Мария Монтессори и ее педагогика

Жила – была в Италии Мария Монтессори, врач, педагог, а также яростная феминистка. По воспоминаниям современников, Мария Монтессори обладала чрезвычайной харизмой, но пожалуй самой сильной стороной ее личности была черта, которую можно назвать волей, а можно назвать напором.

 


 

 

Начало

 

 Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года.  Ее семья принадлежала к элитным кругам — отец происходил из знатного аристократического рода Монтессори, ему было пожаловано звание Кавалера Ордена Короны Италии. Мать происходила из семьи крупных помещиков  Стоппани. В роду Стоппани очень приветствовался либерализм, мать была воспитана в духе либерализма и феминизма, и в этом же духе бесконечного либерализма воспитала и дочь Марию, своего единственного ребенка.

Родственные связи и положение в обществе семьи Монтессори–Стоппани были очень высокими. Чрезвычайно влиятельным в Италии человеком был дядя матери, Антонио Стоппани. Он был очень уважаемым и  признанным ученым ( в Милане Антонио Стоппани возведен памятник), кроме науки занимался философией и богословием, увлекался педагогикой. Собственно и первоначальную идею своего педагогического метода Мария позаимстовала из дядиных разработок – а именно идею научного позитивизма как методики преподавания.

Мария заканчивает школу и с помощью возможностей семьи получает высшее образование, что для женщины в традиционном итальянском обществе того времени было неслыханным делом. Закончив Римский университет, Мария становится первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Еще в период учебы в университете Мария подалась в феминистическойе движение, где развернула предельно активную деятельность. Ее заметили, можно даже сказать, что она прославилась своими феминистичекими идеями  пусть в узких, но очень влиятельных кругах. О Марии пишут газеты, а позже и сама Мария начинает издавать журнал под названием “Жизнь итальянских феминисток”. 

 

 

Эксперимент на умственно-отсталых детях 

В 1890 году Лига женщин Италии решила открыть в Риме ортофреническую школу (для умственно отсталых детей), директором школы назначили Марию Монтессори.  Идея обучать олигофренов для своего времени была неслыханной: умственно-отсталыми детьми не занимались, ничему не учили, их не развивали. В специальных приютах, где содержались такие дети, им не оказывали никакого педагогического внимания, им не прививали даже элементарных навыков самообслуживания, бытовых навыков, у них не было игрушек, а еду им чуть ли не швыряли как животным.

Монтессори начала с того, что обеспечила детям оптимальную среду для занятий, и тут надо отдать ей должное – она действительно совершила революционные преобразования в этой сфере. Если даже в школах для нормальных детей обстановка была громоздкой, мрачной, к детям применялось насилие, розги были обычным делом, то что уж говорить о приютах для олигофренов – там обстановка не способстовала никакому, даже мало-мальскому, развитию. Монтессори во-первых абсолютно исключила из обучающего процесса насилие, а во-вторых она заменила громоздкую мебель учебных комнат на легкую и соответствующую росту детей.

Также Монтессори ввела постоянное наблюдение за физическим развитием детей, для чего с детьми проводили специальные уроки гимнастики и  уроки на открытом воздухе. С детьми занимались лингвистическими упражнениями, приучали к самостоятельности, развивали сенсорную сферу (ощущения и восприятие внешних свойств предметов). Кстати, иногда Марию Монтессори называют чуть ли не первооткрывательницей сенсорного метода в педагогике. Это не так – исследования в этой области до Монтессори вели не только многие педагоги, но и уже и существовала целостная теория сенсорного воспитания,  и Мария применяла сенсорный метод, основываясь на хорошо проработанном материале.

Результаты примененных  Марией в ортофренической школе педагогических приемов  были весьма впечатляющими. Успешным было и продвижение по феминистической линии. В 1896 году она представляет женщин Италии на феминистическом конгрессе в Берлине и выступает на конгрессе с пламенной речью, настолько эмоциональной, что аудитория в голос рыдает, зал аплодирут ей стоя. Итальянская поэтесса Ада Негри -  в то время еще незамужняя бедная учительница в школе, защитница прав обездоленных, а позже, после замужества с итальянским олигархом — защитница фашисткого режима Муссолини и прав олигархов – вскочила с места, выкрикивая сквозь рыдания “Браво! Браво!”. Так Мария Монтесссори впервые опробовала на публике свое дарование харизматичного и убедительного оратора, что впоследствии ей очень пригодилось в продвижении своего педагогического метода. 

Роман с Джузеппе Монтесано 

Есть в биографии Марии Монтессори страницы, которые бросают тень на ее безупречный облико-морале, то есть компрометируют ее публичный облик, необходимый для продвижения имени. Конечно, с каждым человеком случаются любовные истории, но не каждая мама-педагог, родив ребенка, отдает его в приемную семью. Мария Монтессори никогда не была замужем. Однако и феминистки влюбляются — как часто происходит, Мария влюбилась в своего коллегу по работе. Доктор Джузеппе Монтесано  был на два года старше Марии, обаяшка, красавец и, к сожалению, маменькин сынок. А маменька у Джузеппе была непростая – даже семья Марии Монтессори, с ее аристократическими корнями, не могла сравниться по знатности и богатству с семьей Монтесано.

Мать Джузеппе была герцогиней и происходила из королевского дома Арагон (Арагоны правили в Южной Италии в Средние века). О браке со стоящей много ниже по аристократической лестнице Марией Монтессори мать Джузеппе и слышать не хотела. Поэтому когда Мария забеременела, она не услышала от Дзузеппе предложения руки и сердца. Зато Джузеппе, вместо брачного, предложил ей  духовный союз  — по его замыслу, Мария отдает младенца в приемную семью, и они с Марией, в знак вечной духовной близости, никогда не вступают в брак, на всю жизнь оставаясь одинокими сердцами.

В 1898 году Марии было уже 28 лет. Это не 15, не 16 лет, когда юные мамы, испугавшись ответственности, отказываются от ребенка. Так что вряд ли в свои 28 лет, уже состоявшись личностно и профессионально, Мария испугалась ответственности. Скорее всего ее не устраивал статус матери – одиночки, это больно било по ее самолюбию и по репутации. Итальянское общество было весьма консервативным, а Мария шла поперек общественного мнения только тогда, когда это было ей выгодно.

Короче говоря, Мария отдала ребенка приемным родителям, а успокоившийся Джузеппе, забыв о данной Марии клятве безбрачия, женился на следующий же год на баснословно богатой римской аристократке. Впоследствии Джузеппе Монтесано стал знаменитым ученым-психиатром с мировым именем, много занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в политической жизни Италии.


Он умер в 1961 году в возрасте 83 лет и был удостоен торжественных государственных похорон. 

Эксперимент на нормальных детях 

После того, как Мария избавилась от заботы о своем малыше, едва не похоронившем ее карьеру в педагогке, она приступила к осуществлению следующей ступени своей научной карьеры – Мария плотно занялась антропологией. Ибо следующий педагогический эксперимент (в этот раз на нормальных детях), который она задумала, был посвящен педагогической антропологии.

В основу метода для обучения нормальных детей Мария ввела уже опробованные способы работы с умственно-отсталыми детьми и некоторые антропологические идеи, которые вместе составили некую псевдо-биологическую, абсолютно гностическую по своей сути, педагогическую концепцию. При этом критический подход ученого, и раньше то не особенно востребованный ею, был окончательно заменен на эмоциональный бабский стиль. Акцент на индивидуальность обосновывался Марией генетической предопределенностью. “Мы так же малоспособны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы его тела” – заявила Мария, то есть ребенок, по ее мнению, уже рождается с определенным генетическим набором личностных качеств, поэтому воспитывать его совершенно излишне. Ребенок научится всему, что ему надо, сам, и заодно самовоспитается. Роль педагога – лишь помочь ему в этом, обеспечить оптимальную среду для занятий; причем оптимальная среда должна быть такая, чтобы максимально помогала развитию сенсорных данных (органов чувств). Сенсорному тренингу Мария отводила ведущую роль в своей системе; чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, она рекомендовала при упражнении одного органа “выключать”  остальные ( например, для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п.).  При этом умственное развитие Монтессори фактически приравняла к развитию органов чувств.

Мария Монтессори не приветствовала творчество (это принципиально для гностического мировоззрения). Она отвергала сказки для дошкольников  и  игру как основную деятельность ребенка дошкольного возраста, хотя как раз в дошкольном возрасте развитие интеллекта происходит за счет образного мышления и фантазии, для чего совершенно необходимы как игры, так и сказки. Собственно само содержание ее методики опровергает принцип развития творческого мышления, поскольку для ребенка создается искусственная среда, где ребенок оперирует определенными формами, извлеченными из представленного ему набора. Таким образом, по методике Монтессори развитие качества интеллекта подменяется развитием практического навыка.

Что интересно, если в США и Англии, а позже в других странах методику Монтессори встетили на ура, то в России она была подвергнута достаточно жесткой критике:  в 1909 году русские педагоги посещают Италию для ознакомления с опытом Монтессори, но находят этот опыт неприемлемым для воспитания личности. Хотя без фанатов Монтессори не обошлось – одна из почитательниц-феминисток в 1913 году открыла в Санкт-Петербурге Монтессори — детский сад.

Также необходимо подчеркнуть, что методика Монтессори вненациональна, вся развивающая среда и дидактические материалы носят универсальный характер.

Резюмируем этот период ее жизни – Мария, в очередной раз развернув бурную деятельность, в 1907 году в Сан-Лоренцо открывает  “Дом ребенка” для бедных детей и своих педагогических экспериментов над ними; через несколько лет Монтессори издает книгу своих педагогических опытов “Дом ребенка. Метод научной педагогики”, где она излагает свою систему дошкольного воспитания; определенные элитные круги, сочуствующие феминистическому движению, осуществляют поддержку высказанных Монтессори идей – и начинается триумфальное шествие Монтессори по миру. 

Слава

Знаменитой я стала не благодаря своим знаниям и умениям, но благодаря своей храбрости и безразличию ко всему.
Мария Монтессори
 

И вот наконец к Марии пришла всемирная слава, ради которой Монтессори пожертвовала даже собственным ребенком. Школы Монтессори открываются по всему миру, включая США — через королеву Италии Маргариту Савойскую к раскрутке Монтессори в США привлекли мисс  Маргарет Вильсон, дочь тогдашнего американского президента. Марии организовали лекции в Карнеги Холле (на первой лекции присутствовало пять тысяч человек; о Марии затрещали все газеты, вся американская элита была ею восхищена.

Вскоре была организована Американская Ассоциация Монтессори, президентом которой стал бизнесмен и изобреталтель Александр Белл, а почетным секретарем – та же Маргарет Вильсон. После США Мария направилась в Англию, где ее уже ждала хорошо подготовленная к чествованию Монтессори английская элита. Сама английская королева Мария Текская взяла Монтессори под свою опеку и с этого момента Мария Монтессори каждые два года, вплоть до 1939 года, помимо курсов в США, проводит курсы в Лондоне.

С поддержкой элит, постоянными лекциями по миру и курсами, Мария Монтессори внедряет свою методику по всему миру. Она пишет одну за другой книги и статьи по педагогике, все это молниеносно переводится на десятки языков и публикуется. Мария получает звания, награды, дипломы и всякие другие почести, в том числе финансовые.
Мария Монтессори становится мировой знаменитостью с огромными связями и влиянием.
 

Воссоединение с сыном 

А пока суть да дело, в приемной семье простых рабочих подрастает сын Марии Марио. История умалчивает, как собственно произошло воссоединение матери с сыном. Но по некоторым глухим воспоминаниям современников, скорее произошло не воссоединение матери с сыном, а воссоединение сына с матерью. Сын, надо сказать, унаследовал от матери и предприимчивость и напор. Вообще оказался парень не промах — впоследствии, когда мама ввела его в элитные круги, он развелся с женой американкой (у них было четверо детей) и женился не только на молоденькой – на 16 лет младше его, но и  на очень богатой женщине, дочери известного голландского банкира Аларда Пирсона. Впрочем, и Пирсоны не прогадали, связи в высших международных элитных кругах, которые они получили через родство с Марией, для банкиров никогда не лишние.

Марио было 16 лет, когда он стал тесно контактировать с матерью, а потом и взаимодействовать в качестве ее личного секретаря. При этом Мария не признавала сына официально. Она представляла его обществу как племянника и упомянула его как сына лишь на смертном одре, в своем завещании. 

Мария Монтессори и фашизм 

Говорить о национальном образовании — значит говорить о фашистском образовании.
Джованни Джентиле
  

 

Приступаем к страницам жизни Марии Монтессори, игнорируемым монтессори-официалом, как вызывающие к сусальному высокодоходному образу ненужные вопросы. Мария Монтессори с ее благополучным аристократически-буржуазным происхождением  соприкасалась с бедностью лишь в период своих педагогических экспериментов над детьми из бедных слоев общества. Между тем Италия была страной бедняков, положение усугублялось еще  и последствиями Первой мировой войны и назревающей Великой Депрессией. Италию трясло социально-экономическими проблемами – безработица, инфляция, огромный государственный долг, словом все, как сегодня.

Широкие бедняцкие массы были крайне озлоблены на капиталистический строй, коммунистические идеи нового мироустройства все больше и больше увлекали народ. Новая, коммунистическая формация угрожала опрокинуть старый недобрый капитализм и буржуазия увидела свое спасение в фашизме как в действенном способе не допустить поступательной смены формаций. Открытая передача власти в руки фашизма произошла в 1922 году, к власти пришел дуче Муссолини.

На фото: фашисткий отряд чернорубашечников отправляется на избиение рабочих. Рим. 1923 год:

С этого времени начинается бурный двенадцатилетний роман Марии Монтессори с фашизмом. Муссолини, придя к власти, в октябре 1922 года сформировал кабинет, где министром образования стал известный итальянский философ Джованни Джентиле, подрядившийся интеллектуально обслуживать фашизм. Ему была поручена реформа образования и Мария Монтессори решает воспользоваться открывающимися возможностями.

Мать и сын Монтессори добиваются личной встречи с дуче Муссолини. Муссолини соглашается поддержать Монтессори и Мария пишет Муссолини благодарственное письмо за оказанную ей высокую честь. Мария называет Муссолини человеком, “кто дал Италии новую жизнь” и подчеркивает “чувства глубокого благочестия”, которые вызывает у нее деятельность дуче.

В ответ Муссолини дает добро на внедрение метода Монтессори в государственных школах и поддерживает создание организации, которая бы проводила в жизнь синтез идей Монтессори с фашисткими идеалами. Эту организацию называют Opera Montessori (Общество Монтессори), дают ей государственное финансирование и государственный статус. В 1926 году Opera Montessori выбирает дуче почетным президентом и Муссолини не только выделяет на 6-месячные тренинговые курсы этого общества 10000 лир из собственного фонда, но и сам присутствует на этих курсах.

Дуче назначает Марию Монтессори правительственным инспектором школ, а чуть позже  Муссолини основывает педагогическое училище Монтессори, с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.  В 1929 году Мария и ее сын Марио, который усиленно помогал маме развернуться при фашистком режиме, создают Международную ассоциацию Монтессори (AMI).

Школы Монтессори открываются одна за другой, эти школы обогащаются воспитанием патриотических чувств к фашисткому режиму, уважением к фашистким символам и фашисткой идеологии – в русле провозглашенного Муссолини курса на создание новой фашисткой нации.
В эти же годы в тесном сторудничестве с фашистким режимом рождаются журналы “Идея Монтессори” и “Деятельность Монтессори”, целью которых является информирование общественности Италии и мира об успехах и продвижении метода Монтессори.

Я встречала в интернете оживленную дискуссию по поводу того, что  в этот период Марии Монтессори был вручен почетный членский партийный билет Национальной Фашисткой Партии. Так ли это, мне доподлинно установить не удалось, существуют разные точки зрения на этот счет, могу только сказать, что такого рода факт вполне укладывается в логику взаимодействия фашисткого режима и Монтессори

Вся эта идиллия продолжалась до 1930 года. И тут незадача — министром образования стал Джулиано Бальбино, который 1930 году начал реформу профессионального образования. Согласно этой реформе, государство стало формировать “образовательный заказ”, финансируя через местные органы определенные направления обучения, чтобы привести в соответствие школьное образование и практические потребности конкретного региона. Такая избирательная финансовая поддержка была не в интересах Марии Монтессори, так как деньги теперь стали проплывать мимо Монтессори-школ в школы с профильным обучением.

По официальным адресам посыпались письма от Марии и Марио Монтессори (денежной стороной занимался конечно же подпольный сын Марии, он очень любил денежную сторону и всегда вел активную деятельность по этому поводу). В финансовом споре по реформе Бальбино чиновники встали на сторону министра образования. Однако Мария и Марио Монтессори были весьма настойчивы в своих требованиях, что вызывало еще большее раздражение чиновников. Чиновники критикуют Марио и Марию Монтессори как “дельцов от педагогики”; дошло до того, что главный инспектор министерства образования Джузеппе Ломбардо Радиче обвинил Марию Монтессори в том, что она украла у педагогов-новаторов сестер Розы и Каролины Агацци педагогические идеи и исказила их.

Монтессори-школы одна за другой перестают получать субсидии и закрываются, а без больших финансовых вливаний и повышеннного внимания к себе Мария Монтессори работать не привыкла. Последним ударом был отказ в финансировании регулярных турне Монтессори по миру, что означало для нее прощай турне, прощайте конференции, прощай международная слава – а для Марии это было неприемлемо, так как главной целью всей своей деятельности она ставила именно распростанение своего метода по всему миру и под эту цель и была создана международная монтессори-организация.
К 1934 году монтессори-школ в Италии остались единицы, Мария решает покинуть Италию и перебирается в Испанию, а затем в Нидерланды. Позже официоз либо обходил фашистский период деятельности Монтессори стороной, либо старался представить Марию Монтессори чуть ли не как антифашистку. Увы, но антифашисткой Мария Монтессори не была и вполне сосуществовала с фашисткими идеалами, сотрудничала с фашистским режимом, пока ей не дали отставку сами же фашисты.
 

Увлечение теософией

Мария как представительница элиты просто не могла обойти теософию стороной, так как это “учение” было очень модно в высших социальных сферах. Теософы собственно и были элитным сообществом, в котором женщины составляли большинство (феминистическое движение очень интересовалось всякими модными штучками вроде спиритизма, учениями разных “гуру”, масонством, учением Блаватской и т.п.)

Основательница теософии – Елена Блаватская, человек с некоторым душевным расстройством, но большого мошеннического таланта. Порвав с православием, Блаватская ударилась в оккультизм, каббалу, гностицизм индуизм и буддизм вкупе с брахманизмом; из этой смеси Блаватская и создала свое “учение”.

Блаватскую также называют одной из  родоначальниц феминизма, по крайней мере Теософское Общество и феминизм шли в то время рука об руку. После смерти Блаватской Теософское Общество возглавила англичанка Анни Безант и по приглашению Безант урезанная в финансировании своей мировой деятельности Мария Монтессори  поехала духовно совершенствоваться в Индию, вместе с сыном.

Теософы “познавали Бога”  через мистический опыт, то есть непосредственное общение с “Божеством” в состоянии экстаза. По части экстаза Мария Монтессори была очень даже профессиональна, ее лекции всегда отличались накаленной энергетикой, заводившей публику. Монтессори не только сама стала последовательницей “мистических опытов”, но и призвала преподавательский состав своих школ совершенствовать “безграничный восторг мистически настроенной души” и “пламенную душу мистика”.

Мария Монтессори щедро приправляет свою педагогическую философию еще и теософией. Все, что происходит в мире, считает теперь Мария Монтессори, определено космическим планом. Ребенок рождается с определенным набором личностных качеств (за этот постулат Монтессори держится крепко), его миссия в мире предопределена свыше и главная задача взрослых — не разрушить своим вмешательством эту предписанную ребенку свыше миссию (это уже пошли теософские приправы).Теперь обновленная версия ее метода звучит так: родился у вас ребенок – не вздумайте его воспитывать и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Это угнетает свободную личность ребенка. Ребенок знает сам, что делать, не мешайте ему — вся его дальнейшая дорога уже предопределена Космосом. Ваша обязанность — лишь создать  ребенку оптимальную среду для обучения.

Вскоре концепция космического воспитания стала применяться в официальной педагогике Монтессори. Мария придумала «игру в молчание» — в начале учебного дня дети погружались в некое подобие медитации.  Космическое воспитание присутствует также в виде некого изучения окружающего мира и принципа индивидуализации каждой отдельной детской личности.

 Впоследствии внук Марии, Марио Монтессори 2.0.,  развил мировоззренческую суть космической концепции, как это водится у Монтессори, с биологическими примерами из жизни животных – в книге  “Erziehung zum Menschen” он на многочисленных примерах из жизни животных очень убедительно доказывает наличие космического плана.

 

Увлечение теософией помогло Марии еще и в чисто личном практическом плане. Дело в том, что теософы очень любят шлифовать свои биографии, чтобы предстать перед миром во всей своей святости. Мария вполне уподобилась в этом плане теософам, некрасивые страницы своей биографии Мария плотно закрыла, а остальные страницы отлакировала до блеска. 

 

 

Свободу угнетенным детям

 Ни одна социальная проблема не является столь универсальной, как угнетение ребенка. Исторически угнетенные — это рабы, класс прислуги и, наконец, рабочие. Это малочисленные группы, которые добивались своего освобождения часто в открытой борьбе с угнетателями.

Мария Монтессори 

 

Проблема в том, что взрослые не понимают индивидуальной космической миссии  ребенка  и угнетают его своей волей, уверена Мария Монтессори. “Ребенок как самостоятельное создание никогда не существовал социально. Всегда было принято, что ребенок живет в доме, удобном для взрослых, в котором мать готовит, отец работает и родители заботятся о детях согласно своим возможностям. Школы традиционно почитают структуру семьи. Мысль о том, что ребенок является личностью самостоятельной, казалось, не придет в голову никогда и никому.” – пишет Мария Монтессори. И вот эта гениальная идея особых прав ребенка пришла в голову Марии и прочно там обосновлась. Тем более что за такого рода идеи могут и Нобелевскую премию дать (так оно и случилось – Марию трижды выдвигали на Нобелевскую премию, в 1949, 1950 и 1951 годах, правда, безрезультатно).

 

Хотя с Нобелевской премией не получилось, идея о правах ребенка оказалась действительно очень востребованной. Востребованной у мировой олигархической элиты, уже начавшей возводить в умирающем лоне капитализма нынешний постмодернисткий ад разложения общества. Права ребенка стали органичной частью постмодерна и инструментом разрушения воспитания цельной личности. Ребенка не надо воспитывать, утверждает монтессори-метод, надо дать ему свободу выбора, свободу воли. То есть ребенка не вводят в рамки фундаментальных норм (это и есть воспитание), ребенку не  прививают представления о Добре и Зле, ребенок должен сам решить – что для него есть Добро и что для него есть Зло.

В результате получается гарантированный запрет на воспроизводство введенного в нормы человека, который только и в состоянии сформировать общество как фундамент национального государства. Вместо этого воспроизводится человек вненациональный, у которого представления о Добре и Зле размыты, выведены за рамки системообразующих фундаментальных норм, и который в силу этого  не способен к духовной мобилизации против Зла. Таким человеком можно легко управлять, манипулировать, добиваться от него одобрения или в крайнем случае непротивления своим действиям — что и нужно транснациональному олигархическому монстру.

Отсюда все эти свободы воли, эвтаназия, гей-парады, чайлдфри, ювенальная юстиция. Без введения в нормы Добра и Зла все извращается и нормальное воспитание, к примеру, объявляется насилием, ребенок объявляется угнетенным родителями и ставится над семьей, школа противопоставляется воспитанию, дети — родителям, “космическая миссия” – реальной жизни.

Может быть, в узко специальном смысле, например, описании конкретных способов развития тех или иных способностей у детей, в методике Монтессори могут встречаться интересные идеи. Но с концептуальной точки зрения она ничего благого в педагогику принести не может. К сожалению, сейчас в Россию тянут всякую гностическую дрянь, в том числе которой и монтессори-метод и ювенальную юстицию. Поэтому о монтессори-методе надо знать и хорошо понимать его гностическую (и антихристианскую, и антинациональную) концептуальную основу.

Монтессори-метод пиарят как элитный и действительно, многие представители мировой элиты учились по этомй методу. Монтессори-школу к примеру закончил английский принц Гарри, любитель мундир со свастикой поносить, зиг поорать и посверкать голой задницей:
 

 

Последние годы

 

После того, как Мария Монтессори увлеклась мистикой и правами ребенка, она получила под свои опыты целую страну – Нидерланды. Мария осела в Нидерландах и прожила остаток своей жизни в статусе всемирного гуру. По-голландски она не знала ни слова, очень ворчала на голландскую дождливую погоду, но безумная роскошь, в которой жила Мария, видимо компенсировала эти неудобства. По крайней мере в солнечную Италию Мария не вернулась.

В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию (центр в Амстердаме) возглавил ее сын Марио.  После его смерти (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори — Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

vp-ch.ru/montessori

www.kraskizhizni.com/edu/develop/293-montessori-knigi-video

31.08.2015 в 07:10
Обсудить у себя 3
Комментарии (7)

у нас есть школа монтессори) частная.

Здорово! я думала, что это учение, так популярное в 90-е года, сейчас умерло… отошло..

всё в порядке, есть) единственное… я, правда, не знаю, как обстоят дела с частными школами в других городах (покрупнее), но у нас очень часто в частную школу отдают тех, чьи родители могут себе позволить платить за обучение (богатые избалованные неуправляемые отпрыски) или тех, от кого отказались в обычной школе (не глупые, а просто крези, дикие неадекваты)… это печально, ибо не в коня корм, как говорится(

У нас в городе очень популярны психологи, и  к ним как раз приходят чаще всего богатые, у которых дети совершенно неуправляемые и  с психическими отклонениями… видимо, гонка за прибылью совршенно выводит их за рамки обычной жизни, они запускают своих детей...

я начинала занимаццо с одной такой девочкой, но я не смогла. 

У нас и садики мониессори есть за 25000 в мес. И там аншлаги  и не попасть. 

на самом деле… неважно, какая система, главное, чтобы воспитатели были хорошие) а это редкость… у нас так вапче днём с огнём( моя кума в итоге водила дочку по месту жительства в садик, и нашла отличную студию (доп.образование) в параллель… а с младшим добивалась через комиссии, через министерсто, чтоп попасть в логопедический садик. но попала, там ваще отличные педгоги и программы развивающие)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.