Николай Доризо

Самое любимое моё стихотворение вот это:



                    Николай Доризо
                    (Nikolay Dorizo)


                          Любовь


Отыскала мой адрес,
С мороза вошла
И горючей
Своей красотой
Обожгла.
Нет!
Она не вошла —
Это слишком земно,
Как подбитая ласточка,
Залетела в окно.
И робеет, молчит
Как-то очень всерьез,
И большие глаза
Хорошеют от слез.
— Чем обязан?..
Простите, что без пиджака...
Но, по-моему,
Мы не знакомы пока? —
И притих
От притихших,
Доверчивых глаз.
— Я пришла...
У меня вся надежда
На вас!
Не с кем
Мне поделиться.
Молчу и терплю.
Понимаете,
Очень его я люблю!
Подружились
Еще мы на школьной скамье...
Напишите стихи —
Он вернется ко мне!
Он послушает вас,
Он поверит, поймет,
Что нелепой,
Неправильной жизнью живет! -
Я молчу...
Виновато гляжу на нее.
Как петлей,
Перехвачено горло мое.
Что же мне ей ответить,
Когда в первый раз
Получил я такой
Социальный заказ?
О, святая наивность
Хороших людей,
Ничего нет прекрасней
Ошибки твоей!
«Он послушает вас!»
Только здесь я немой.
Да, но адрес
Взяла она именно мой!
Как укор, как награда,
Звучит в тишине:
— Напишите стихи —
Он вернется ко мне!
Нет! Конечно, не даром.
Ведь это ваш труд!
Вот за них гонорар...
Вся стипендия тут.
— О, святая наивность!
Постой, — говорю, —
Так за зельем любовным
Идут к знахарю!
И сижу одинокий,
Молчанье храня.
Если б так же безгрешно
Любили меня! 



И только потом выяснилось, что автор этих стихов написал также и популярные песни:
«Помнишь, мама моя, как девчонку чужую...»
«Огней так много золотых»
«Костры»
«На тот большак, на перекрёсток»
«От людей на деревне не спрятаться»
«Почему ж ты мне не встpетилась»
«Вальс выпускников».

И уже много поколений сменилось, а мы всё продолжаем петь эти песни, осознавая с каждым годом всё больше и больше их глубину: «Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная…», «Огней так много золотых на улицах Саратова…», «Жить без любви, должно быть просто, но как на свете без нее прожить…» — песни, по сути ставшие уже народными.



А самая популярная песня этого поэта «Помнишь, мама моя, как девчонку чужую...»



Помнишь, мама моя,
Как девчонку чужую
Я привел тебе в дочки,
Тебя не спросив?
Строго глянула ты
На жену молодою
И заплакала вдруг,
Нас поздравить забыв...

Я ее согревал
И теплом и заботой,
Не тебя, а ее
Я хозяйкою звал.
Я ее целовал,
Уходя на работу,
А тебя, как всегда,
Целовать забывал...

Если ссорились мы,
Ты ее защищала,
Упрекала меня,
Что не прав я во всем,
Наш семейный покой,
Как могла, сохраняла,
как всегда позабыв
О покое своем...

Может быть, мы бы с ней
И расстались, незнаю,
Только руки твои
Ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе,
Что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоем
Мы б сберечь не смогли…


Или вот эта песня:


Почему ж ты мне не встpетилась



 Почему ж ты мне не встpетилась
Юная, нежная,
В те года мои далекие,
В те года вешние

Голова стала белою
Что с ней я поделаю.
Почему же ты мне встpетилась
Лишь сейчас.

Я забыл в кpугу pовесников
Сколько лет пpойдено
Ты об этом мне напомнила
Юная, стpойная

Об одном только думаю
Мне жаль ту весну мою,
Что пpошла неповтоpимая,
Без тебя

Как боится седина моя
Твоего локона!
Ты еще моложе кажешься
Если я около...

Видно, нам встpеч не пpаздновать!
У нас судьбы pазные,
Ты любовь моя последняя,
Боль моя. 




И многие не задумываются, кто написал стихи для этих песен.

А  их  автор  -  Николай  Константинович  Доризо


Он родился 22 октября 1923 года на юге России в городе Краснодаре. Там он и вырос. Стихи начал писать очень рано, а опубликованы они были впервые, когда ему исполнилось 15.


Юность его совпала с тяжелыми испытаниями для страны: со школьной скамьи он ушел на фронт, участвовал в боях на Черноморском побережье. Стихи песни «Мы Керчь покидали с боями»(1943г.) основана на реальных событиях, участником которых был сам автор. Участие в Великой Отечественной войне наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь и мировоззрение поэта, он — лишь один из представителей поколения, «опаленного войной». В 1948 году издается его первая книга «На родных берегах».


Многие и сегодня знают, любят и поют песни Николая Доризо, по сути ставшие народными: «У нас в общежитии свадьба»(1948г.), целую повесть о семейной коллизии вместила в себя песня «Помнишь, мама моя…»(1954г.). Многие песни стали визитными карточками фильмов, в которых они звучали. Кинофильм «Простая история» помнится песней «Жить без любви, должно быть просто, но как на свете без нее прожить…»(«Песня о любви»(1960г.)). Кинофильм «Дело было в Пенькове» — и вновь звучит песня — «Огней так много золотых…»(1957г.). Целая россыпь задушевных песен — это и «Мужской разговор» («Ну что ж сказать, мой старый друг…»,1955г.), и «Песня Рощина» («Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная…»,1956г.), и «Песенка молодых соседей» (1956г.).


Были изданы сборники стихов Н.Доризо «Мы мирные люди: Стихи» (1950г.), «Стихи» (1952г.), «Встреча с тобой» (1955г.), «Лирика» (1958г.), «Лирика» (1960г.), «Имя мое — человек» (1961г.), в начале 60-х годов выходят его «Избранные произведения». В это же время происходит еще одно знаменательное событие в жизни поэта — Николая Доризо принимают в Союз писателей СССР. Он проходит обучение на Высших литературных курсах при СП СССР, которые оканчивает в 1957 году.


В 60-70-е годы на пике холодной войны становится актуальной патриотическая лирика Доризо, становятся известны его стихи «В Бухенвальде» (1962г.), «Военные поезда» (1966г.), «Ода врагам» (1972г.), «О тех, кто брал Рейхстаг» (1974г.), песня «Варна» (1961г.) — о крепости дружбы народов Восточной Европы.


Разносторонность творчества Доризо проявилась в его лирических стихах, окрашенных юмористическими тонами. Помните строчки «Спешит на свидание бабушка … А бабушке — сорок всего!»? В них и удивление, и улыбка с легкой грустью… В этом же ключе выдержано и стихотворение «Он провожал ее в Москве…»(1965г.).


Лирико-эпический жанр представлен в творчестве Доризо поэмами «Утро после самоубийства» (1959г.), «Место действия — Россия» (1969г.), «Андрей Желябов» (1970г.), «Яков Джугашвили» (1987г.). В них — оригинальность, яркость, неожиданность поворотов сюжетной линии. Драматургическое осмысление исторических фактов преломляется в творчестве поэта-романтика. Все творчество Николая Доризо пронизано светом, теплотой и, в то же время, внутренней независимостью художника. 

*********

Доризо Николай Константинович (р. 22 октября 1923, Краснодар), русский поэт. Лирика, тексты популярных песен (сборники «Стихи», 1952, «Пока деревья есть на свете», 1978, «Мужество жить», 1988), сборник поэм «В России Ленин родился» (1980).


Автор: Ольга Харламова

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: «Повышенное чувство» Николая Доризо




                                     «Волей, данной мне Богом и ЦК…»


Вот, что довелось услышать Ольге Харламовой от Н.К.Доризо:



— МНЕ несказанно повезло писать песни к замечательным фильмам: «Дело было в Пенькове», «Разные судьбы», «Простая история»… Кинофильмов, в которых звучат мои песни, около сорока.

Кстати, любопытна история песни «Огней так много золотых на улицах Саратова…».

Я показывал стихи разным композиторам, но никто из них не рискнул написать к ним музыку. Тогда в почете были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка. И все-таки Константин Симонов рискнул опубликовать стихотворение в «Литературной газете». И сразу же пошел шквал возмущенных писем: «Чему нас учат? К чему призывают? Мыслимо ли, чтобы наша советская женщина любила женатого человека?!»

И вот однажды, когда съемки фильма «Дело было в Пенькове», к которому я написал песню «От людей на деревне не спрятаться…», уже закончились, я проснулся около пяти часов утра, как будто кто-то толкнул меня в бок. «Огней так много золотых…» словно специально написана для фильма!» В тот же день я встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он сначала повозмущался, мол, поздновато пришел, а потом сел за фортепиано и тут же заиграл мелодию. Мы оба были в восторге и в таком состоянии поехали на киностудию им. Горького, чтобы показать песню режиссеру Станиславу Ростоцкому. Выслушав нас, Ростоцкий сказал, что песня, конечно, хорошая, но съемки завершены и фильм ему уже не принадлежит.

А через день раздался звонок директора киностудии: «Что вы за песню написали? Вся студия ее поет. Хотя бы мне напели». Уговаривать нас с Кириллом не пришлось. Причем мы даже не успели допеть, как директор, прервав нас, воскликнул: «Волей, данной мне Богом и ЦК, переношу сроки сдачи фильма». Специально для этой песни был доснят сюжет. Так она, словно человек, вскочивший на ходу в уходящий трамвай, попала в кинофильм.




                          Была нужна как хлеб



— В 1942 ГОДУ на фронте, не будучи еще ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение «Дочурка», к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту!

В конце войны на ростовском рынке я увидел безногого инвалида в потертой шинели, который торговал кукурузными лепешками и текстами «Дочурки», отпечатанными на папиросной бумаге. И стихи, и лепешка стоили 10 рублей. Люди покупали и то, и другое. Значит, мое стихотворение было нужно им так же, как хлеб…

А недавно по радио прочитали письмо ветерана войны, в котором он рассказал, что, возвращаясь с фронта, вез своей дочке медвежонка. Почему именно медвежонка? Потому что ему запомнились и полюбились строки из моего стихотворения: «Ты в кроватке лежишь, дорогая, крепко мишку прижавши к груди».

Когда девочка выросла, мишка перешел по наследству к ее ребенку. Теперь у ветерана есть правнучка, которая засыпает, обнимая все того же мишку — игрушку послевоенного времени. Ради таких минут стоит жить и творить.


                        
                                     Мне всегда везло…


— МОИ родители были талантливыми, интересными и умными людьми. Папа — уроженец Греции. Он принадлежал к знатному греческому роду, в свое время поддержал революцию, а перебравшись вместе с родителями в Россию, работал адвокатом. Мама, кубанская казачка, закончила консерваторию по классу фортепиано и была музыкантом. Она записывала мои первые стихотворные опыты в тетрадку, которая хранится у меня до сих пор.

Еще у меня была изумительная бабушка, Мария Назаровна. Именно она заразила меня любовью к поэзии, песне, народному слову. Перенял я от нее и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила…

Мое детство можно было бы назвать счастливым, если бы в 1938 году не арестовали отца. Маме сказали, что ему дали 10 лет без права переписки, а на самом деле его расстреляли. По стране тогда ходила фраза: «Сын за отца не отвечает». Применительно ко мне это было действительно так: меня приняли в комсомол, более того, избрали секретарем комсомольской организации школы. Я до сих пор благодарен учителям, одноклассникам, соседям, которые прекрасно ко мне относились и никогда не намекали на то, что мой отец арестован.



                                Мне всегда везло на хороших людей.


Но как на свете без любви прожить
— Я УВЕРЕН, что любовь была, есть и будет. Ведь все, что делает человек, пронизано этим чувством. Если и говорить обо мне, то у меня всегда было «повышенное чувство»: моя женщина — не моя женщина. Будь она трижды красавица, я к ней не подойду, если не ощущаю, что она моя. И это «повышенное чувство» меня никогда не подводило…

Много лет назад я встретил прекрасную женщину, но… «Оставь всякие надежды — это же прима Театра оперетты Верочка Вольская!» — предупреждали приятели.

В самом деле: кем я тогда был? Обычный студент Литературного института с кучей проблем, в том числе и материальных.

Но, видимо, чему быть, того не миновать. Прошло более двадцати лет. Я успел обзавестись машиной, дачей, квартирой. И вот как-то возвращаюсь из издательства со своею новой книжкой. Вижу — стоит Верочка у ресторана «Прага» с тортом в руке. Прошу водителя притормозить. Подвез ее, а через некоторое время пригласил в Дом кино. Там я готов был скупить для нее весь ресторан. Что касается предложения, то его сделал не я, а Верочка. Я ее постоянно приглашал то в театр, то в ресторан, и однажды она мне сказала: «Коля, у меня нет времени. Лучше женитесь на мне». Вот уже 37 лет мы вместе.



                                  Я все время живу накануне чего-то


— НЕДАВНО мне исполнилось 80 лет — возраст, достойный долгожителя. Меня всегда волновала проблема долголетия. Почему одни люди живут долго, другие мало. Мне кажется, что многое зависит от наследственности, но многое и от того, обладает ли человек талантом соизмерять свои способности со своими возможностями. «Долголетье организма твоего в той одной непостижимой сложности: соответствие потребностей его и его спасительной возможности». Большую роль играет и интерес к жизни, который идет от духовности. Для этого не обязательно писать стихи. «За то, что так себя он бережет, Бог долголетием его карает, о нем не скажешь долго он живет, а скажешь долго умирает».

Для меня духовность неотъемлема от веры в Бога. Мой дед был протоиереем Кубанского собора, а отец — ярым атеистом, поэтому мой путь к Богу был долгим. Этим я виноват перед Ним. Я считаю, что все от Бога: и мое творчество, и везение, и встреча с Верочкой. Мне грех жаловаться на жизнь. У меня прекрасная семья, дети, внучки. За последние два года я написал очень много стихотворений, сейчас выходит новая книга «Иные времена». Пишут благодарные читатели. Вот недавно пришло: «Москва. Кремль. Николаю Доризо». Мои песни по-прежнему звучат на радио, на телевидении, за праздничными столами. Чего еще можно желать? Так что я счастливый человек.

В горах Кавказа жив еще старик
В горах Кавказа жив еще старик,

Могучий гений — гений долголетья.

Не покидал он горный свой Лерик*-

Подумать только! — полтора столетья.

При Пушкине уже был взрослым он.

Мог бы обнять его вот этими руками.

Все человечество далеких тех времен

Ушло с планеты. Он остался с нами.

…Вхожу с почтеньем в тот спокойный дом,

В ту вековую тихую обитель…

И, как ни странно, думаю о том,

Что, может быть, я больший долгожитель.

Хотя бы тем, что выжил на войне,

Такой, что не бывало на планете.

И это по своей величине

Не менее, чем жить века на свете.

На Капри лето я встречал зимой,

А в тундре зиму первого апреля.

На тыщи верст помножьте возраст мой,

Ведь расстоянье — это тоже время.

И потому я старше, чем старик,

Задумчивый ребенок долголетья,

Не оставлявший горный свой Лерик

Не год, не два, а полтора столетья.

Я старше на моря, на города,

На трудные и легкие маршруты.

Не на года — Я старше на минуты,

Что, может, больше стоят, Чем года.

* Лерик — поселок городского типа, центр Лерикского района Азербайджанской Республики. Поселок раскинулся в горной долине на высоте 1000–2500 метров. Лерик — родина долгожителей.

Дата публикации на сайте: 09.02.2004

www.peoples.ru/art/music/poet/dorizo/index.html


А напоследок дам ссылку, где можно прочитать другие стихи, и приведу короткие, но очень поучительные стихотворения:

Николай Доризо
(Nikolay Dorizo)
Хвали меня как можно реже


Хвали меня как можно реже, -
Не то забудешь свой престиж
И не себе, конечно, мне же, -
Мне завтра это не простишь.


***

Николай Доризо
(Nikolay Dorizo)
У всякой ревности, ей-богу, есть ...


У всякой ревности, ей-богу, есть причина,
И есть один неписаный закон:
Когда не верит женщине мужчина,
Не верит он не ей — в себя не верит он.

***

Николай Доризо
(Nikolay Dorizo)
Как нам смириться, что уходят да ...

Как нам смириться, что уходят даты,
Что время так стремительно идет.
Рука все пишет семьдесят девятый,
Хотя уже восьмидесятый год.






А вот тут можно прочитать другие стихи Николая Доризо:
lit.peoples.ru/poetry/nikolay_dorizo/

 

17.10.2013 в 17:17
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.