Василий Песков - журналист, который не перестал удивляться

Журналист Василий Песков смотрел на мир «глазами любопытного человека» и щедро делился своим восхищением с нами

Василий Песков  проработал в журналистике, в газете и на телевидении, больше полувека. Но его потребность узнавать что-то новое, неизведанное, открывать привычные явления с необычной стороны, так и осталась неиссякаемой. 

www.kp.ru/daily/peskov/

 


 

И всем нам очень повезло, что на протяжении стольких лет мы имели возможность смотреть на мир его жадными, влюбленными глазами. Как он сам говорил: «глазами любопытного человека».

«Помню, я стоял на крыльце родительского дома, смотрел на огород, на краю которого росло большое дерево, и мне хотелось увидеть и узнать, что находится дальше, за этим деревом. И так продолжалось всю жизнь. Я объехал многие страны, видел красоту природы в различных местах, но жажда к познанию нового не угасает», — вспоминал Песков.

Василий Михайлович родился в небольшом селе в Воронежской области в простой крестьянской семье. Он был великим просветителем, но его собственное образование ограничилось средней школой. Все свои энциклопедические знания он получил из книг и путешествий, в общении с разными людьми. Необыкновенная наблюдательность, способность видеть детали и подробности рождается, конечно, от любви. И этой любовью к природе, к животным, и, главное, к людям, проникнуты абсолютно все его очерки, книги, телепередачи. 

Самым своим «большим жизненным университетом» Василий Песков называл войну — он был единственным сыном в семье и, когда отец ушел на фронт, остался в доме за главного. 

«Глядя сейчас на карту, вспоминаю: географию начинал изучать не в школе и не по книжкам. Большая страна узнавалась по сданным и отбитым потом у врага городам», — писал он в своей книге «Война и люди».

Свою журналистскую карьеру Василий Песков начинал как фотограф — редактор районной воронежской газеты, где трудился Песков, заметил, что молодой сотрудник делает очень художественные подписи к своим фотографиям и предложил написать что-нибудь побольше. Первым литературным произведением Василия Пескова стала зарисовка «Апрель в лесу».

Через несколько лет он отправил свои очерки в «Комсомольскую правду», и его сразу пригласили в газету — одну из самых популярных в СССР. 

В «Комсомольскую правду» Василий Михайлович пришел в 1956 году. И открывал «Окно в природу» (так называлась его постоянная рубрика) до самых последних своих дней. 

Даже когда газета изменилась до неузнаваемости, очерки Пескова остались неизменными: «Песков у нас живет в заповеднике», — говорили коллеги про легенду «Комсомолки».

Не имело значения, был ли это рассказ про собаку лесника или про первого космонавта (Василий Песков был первым журналистом, который поговорил с Гагариным) — во всем Песков умел увидеть самое важное.

Он умудрился даже открыть Америку: пока все советские газеты писали про «дядю Сэма», небоскребы и бездомных под мостом, Песков увидел в своих путешествиях совсем другую страну. Он рассказал читателям про необыкновенную американскую природу и удивительных, простых американских людей. Недаром говорят: «красота в глазах смотрящего». 

Но самым, конечно, потрясающим открытием Василия Пескова стала семья таежных отшельников-староверов Лыковых. Что там Америка — оказалось, что и в родной стране возможны истории увлекательнее всякой робинзонады. 

Он был в 1980-х годах настоящей звездой, популярнее многих артистов и певцов. И по сей день собрание очерков «Таежный тупик» не только у нас, но и всем мире пользуется огромным успехом и выдержал уже несколько переизданий. «Мы просто выбрали верную тональность. И люди нам поверили», — скромничал Василий Михайлович. 

Огни сознания

У Василия Пескова был удивительный дар — видеть мир не как примитивную черно-белую конструкцию, а как удивительный космос. Познать который невозможно до конца, но процесс познания был основой его жизни. К такому мировоззрению он пытался склонить и своего читателя. Но люди с «любопытными глазами» стали попадаться все реже, а в современной журналистике и вовсе перестали цениться. 

Василий Михайлович сравнивал человека с высотным домом, в котором на верхних этажах горят «огни сознания», но есть и подвалы с крысами и тараканами. «Когда общество и государство функционируют нормально, огни на этажах поддерживаются всеми институтами общества: семьей, школой, искусством, литературой, телевидением, — подвалы же держат на замке. А сейчас, в силу того, что все растрепано, многие огни на этажах погашены, замки с подвалов сбиты, а журналисты и рады шуровать там палками, разгоняя и выпуская этих крыс да тараканов наружу».

Василий Песков считал, что журналист должен нести ответственность перед обществом. И это чувствует в каждом его очерке, в каждой книге и передаче «В мире животных».

 

13.03.2015 в 16:51
Обсудить у себя 3
Комментарии (1)

Да, спасибо...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.