Великий «КИНОСКАЗОЧНИК» А. РОУ
Была такая примета: если по телевизору показывают «Морозко», значит, скоро Новый год. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» – значит, на носу Рождество. Если идет «Варвара-краса...» или «Огонь, вода и медные трубы» – значит, у школьников каникулы. На киносказках режиссёра Александра Роу выросли целые поколения российских детей. У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей по всему миру. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни.
В биографии Александра Роу много чудес и загадок. До сих пор даже неизвестна точная дата его рождения – по одним источникам, это восьмое, по другим – девятое марта. Роу появился на свет в российской глубинке, в селе Юрьевец Костромской губернии. При этом в нём, кажется, не было ни капли русской крови.Отец режиссера, Артур Горвард Роу, был ирландским инженером. В 1905 году он по контракту приехал в Сергиев Посад налаживать мукомольное производство. Здесь, в России, Роу женился… на гречанке, и вскоре от этого смешанного брака на свет появился маленький Саша.
Жизнь необычного семейства перевернула Первая мировая война. В 1916 году Роу-старший сбежал на родину в Ирландию, оставив больную жену и 10-летнего сына без средств к существованию.
С тех пор детство для Саши фактически закончилось. Мальчишка взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот. Саша торговал сначала спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Саша окончил семилетку, подкопил денег для дальнейшей учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Однако от судьбы, как известно, не уйти. Будучи студентом, Александр Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». Хотя театр – это громко сказано. Компания молодёжи выступала прямо на улицах, выкрикивая смешные стишки про советскую власть и забавно изображая крестьян, буржуев и пролетариев.Тогда-то Роу и понял, чем на самом деле хочет заниматься. С экономическим образованием было покончено – Александр стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году.Потом учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. А в 1937 году новоиспеченный режиссер получил первый собственный проект – фильм «По щучьему велению».
С тех пор биография Роу сводилась к одному – сказки, сказки, сказки...
Любовь к сказкам прививала Роу и его мать. Говорят, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объяснила, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.
До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В те годы изображать сказочных зверей и всяческую нечисть в сказках было принято с помощью кукол или мультипликации. Роу стал первым, кто задействовал для этого настоящих актёров.
Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам.
Да еще каких! Чего только стоит воплощение сказочного зла — Кащея и Бабы Яги в одном лице – Георгия Милляра.
Актер и режиссер стали практически неразлучны. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Утверждая Милляра на главную роль в «Кащее Бессмертном», Александр Артурович уже не сомневался. Фильм снимался в непростой 1944 год, Милляр, будучи в эвакуации, переболел малярией и выглядел точь-в-точь, как требуется его экранному персонажу – одна кожа да кости. Милляру и Роу удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное, пожирающее и разрушающее само себя. За это сказочника даже ругали на худсоветах, требуя добавить в фильмы пафоса и патетики.
Работал Роу изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: «Придумали в „щучье слово“ внести новую сцену – „Обернись, зима лютая, летом красным“. Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя».
Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен.
А для фильма «Морозко» в заполярном лесу построили избушку Бабы Яги, которая приводилась в действие специальными механизмами.
О сказке «Морозко» можно прочитать в этом посте http://csdb62.ru/blog/a/17413-Den-detskogo-kino.html
По одноименной сказке Виталия Губарева Александр Роу снимает сказку «Королевство кривых зеркал». Помните?
Девочка Оля оказалась в волшебном королевстве, где все не так как в обычной жизни, а наоборот. Все зеркала там кривые, и показывают мир в искаженном виде. Оле удастся не только посмотреть на себя со стороны, но и подружиться со своей зазеркальной копией Яло. Вдвоем они постараются исправить фальшивый зазеркальный мир и превратить его в добрый и настоящий. Для этого придется разобраться с глупым королем Йагупопом 77 и его свитой Абажем, Нушроком и Анидаг, скрывающих настоящие зеркала от простых жителей королевства.
Исполнительницы главных ролей Оли и Яло сыграли сестры-близняшки Оля и Татьяна Юкины, которым было по 9 лет.
Много еще сказок снято А. Роу: «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса» идругие.
Последний фильм, «Финист — Ясный Сокол», над которым работал Роу, был поставлен по его сценарию уже после смерти Александра Артуровича, в 1975 году, режиссером Геннадием Васильевым.
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович был страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны.Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.
Личная жизнь главного сказочника страны – до сих пор тайна за семью печатями...Умер Александр Роу 28 декабря 1973 года в Москве. Похоронен великий режиссёр в Москве на Бабушкинском кладбище (16 участок, 1 ряд, левая сторона от ценртальной аллеи кладбища). В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва). Фильмы «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко» стали такой же неотъемлемой частью для людей живших в Советском Союзе, как автоматы с газировкой и сливочный пломбир.
Помимо сказок А. Роу принадлежат экранизации произведений Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р. Захаровым в 1961 году).
«Роу любил людей, любил артистов, — вспоминал про него актер Михаил Пуговкин. — У него была реквизитор, заведовала чаем. Если мы хорошо сыграем, он говорил: Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем! Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Всё выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально всё делал и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».
Кстати, сказку Александр Роу сумел создать и у себя дома. Когда он получил новую квартиру, то пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки и сделали интерьер под старину.…«Большой ребёнок», – так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости.Одно слово – волшебник!
а я начала смотреть старые советс.сказки
.Наверное ностальгия у меня)))
Жалко что наши внуки это уже не будут смотреть, дети мои чуток захватили)