Всеволод Крестовский
ПЕРЕД ВЕСНОЮ
Снег лежит еще на крышах,
Искрясь яркой белизной,
А уж в воздухе к полудню
Отзывается весной...
Так и тянет всё на солнце
Перейти, туда, где тает,
Где с морозцем легким ярко
Солнце щеки припекает.
И идешь — идешь и дышишь
Острым воздухом вольнее,
И на взгляд все лица кажут
Как-то лучше и добрее;
И идешь — и слух щекочет -
Будто звуков детских нега -
Звонкий шелест резвых капель
Хрупко тающего снега.
1860
Эти красивые стихи написал человек, более известный нам как писатель, автор знаменитого романа «Петербургские трущобы».
Идею большого романа в духе «Парижских тайн» Эжена Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции, Крестовскому дал писатель Н.Г. Помяловский. В течение девяти месяцев, выдавая себя за беспаспортного бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывав в самых жутких притонах, где беседовал с нищими, ворами, аферистами и проститутками. Чаще всего гидом Крестовского являлся знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин — 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К. Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работать в судебно-полицейских архивах и т.п.
В 1864 году «Петербургские трущобы» начали печататься в журнале «Отечественные записки» и сразу вызвали небывалый интерес у читающей публики. Отдельное издание романа разошлось мгновенно. Чтобы получить его в публичных библиотеках, ждали очереди месяц и более. По свидетельству Ф. Берга, массовый характер приняли экскурсии по описанным в романе злачным местам. Авантюрный сюжет романа включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Запутанная детективная интрига сочеталась с описанием нравов различных слоев общества. Между тем критика встретила «Петербургские трущобы» довольно холодно. Либеральные и демократические издания отнесли роман к разряду бульварных, не заслуживающих серьезного внимания, пренебрежительно отзываясь как о книге, так и об ее авторе. И.Тургенев назвал роман «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского.
Успех романа превзошел все ожидания, а автор его стал знаменитостью. Но сам Крестовский создавал не просто авантюрный роман. Автор ставил перед собой гораздо более серьезные задачи. «Если мой роман заставит читателя призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка и отверженной трущобной женщины, — писал Вс.Крестовский, — если в среде наших филантропов и в сфере административной он возбудит хотя малейшее существенное внимание к изображенной мною жизни, я буду много вознагражден сознанием того, что труд мой, кроме развлечения для читателя, принес еще и частицу существенной пользы...»
Спасибо, интересно...