Категория: города,где я бывал

Александр Иванович Теребенев

А.Городницкий

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его, махину —
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадёт.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они, ребята,
Точёные тела, —
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

1963

Автор этих знаменитых атлантов- скульптор Теребенев Александр Иванович.

www.hrono.info/biograf/bio_t/terebenev.php


Он участвовал в восстановлении после пожара 1837 года Зимнего дворца. Ему принадлежат две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы— «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым галереи 1812 года и для Фельдмаршальского зала Дворца Теребенев выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев, лавровых венков. Строгим и тонким вкусом отмечены эти работы скульптора.

В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.

Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи—создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).

Уже 18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита»,— пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.».

Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы—подняться, сомкнутые ноги—зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы—их ноша им по плечу.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло скульптору создать поистине совершенные героические образы. Теребенев проявил себя в этой работе великолепным мастером, умеющим использовать контрасты фактур: отполированных до зеркального блеска тел атлантов и как бы взрыхленной ударами резца поверхности медвежьих шкур на их бедрах.

Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа огромные серые гранитные фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

21.01.2015 в 06:30
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: