Категория: города,где я бывал

И тут земной найдёшь ты рай... Павловский парк

Из всех царских летних резиденций вокруг Петербурга Павловск возник самым последним, в 1777 году. Здесь нет такого великолепия, как в Петергофе, зато есть красивые пейзажи и огромный 600-гектарный парк, один из крупнейших пейзажных парков, как России, так и Европы. Екатерина II сделала цесаревичу Павлу подарок – отдала земли у тихой речки Славянки. Вскоре здесь появился изящно построенный дворец, который был обставлен и украшен с тонким вкусом, благодаря жене Павла I – Марии Федоровне.



Дворцовая запруда, семейная роща и дворец

 

Скакав вёрст 26 от шумныя столицы,

Чрез плоской и печальный край,

Увидев вдруг сады, пруды, дворцы Царицы -

Тут Павловск: стой, и тут земной найдёшь ты рай!

Федор Глинка


 

Я снова в Павловске, — и не спускаю глаз.

Благодаря счастливой доле

Я в нём бывал раз двадцать, боле,

И всё мне кажется, что вижу в первый раз…

Дмитрий Хвостов




Храм Дружбы

 

Павильон «Храм дружбы» (1780—1782) был задуман Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной, как ответный дар Екатерине II за павловские земли. Архитектор Ч. Камерон спроектировал храм-ротонду, охваченную кольцом каннелированных колонн дорического ордена и поставленную на полуострове, образованном излучиной реки Славянки.




Чугунный мостик




Вид на дворец. Мост Кентавров




Вольер

Вольер это помещение для птиц, павильон, возведенный Ч. Камероном в 1782 году. Можно ли представить себе постройку более обыденную, ординарную, чем помещение для птиц — сооружение, казалось бы, чисто хозяйственного назначения? Но для Камерона задачи практические и художественные существовали всегда в неразрывном единстве.


Колоннада Аполлона

В 1782—1783 году на берегу Славянки по проекту Ч. Камерона была возведена Колоннада Аполлона — святилище греческого бога Солнца и покровителя искусств в виде двойного кольца дорических колонн с копией статуи Аполлона Бельведерского посередине. То, что Аполлон, древний бог — покровитель искусств, стал одним из главных героев скульптурного убранства Павловского парка, объяснить легко: его изваяния в разных уголках напоминают всякому, попавшему в эти благословенные места, что он оказался в царстве красоты, поэзии, искусства.


Мраморный лев. Большая каменная лестница


Павильон Росси

Павильон был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Он сооружен из железобетона. Казалось бы, этот строительный материал не слишком годится для парковых построек, тем не менее, павильон, украшенный колоннами и увенчанный полукуполом, не лишен легкости и изящества. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, выполнен по модели известного скульптора начала XX века, профессора петербургской Академии художеств — В.А. Беклемишева.


Амфитеатр


Павильон трёх граций

В 1800 году Камерон создал свое последнее произведение в Павловском парке — павильон Трех граций в Собственном садике императрицы, у самого дворца. Трудно поверить, что эта волшебная фантазия на античные темы создана мастером уже на склоне лет, — совершенство пропорций, изящество, воздушность этого приветливого павильона заставляют чувствовать руку художника духовно юного, полного жизненных сил. В 1803 году в центре его появилась мраморная скульптура «Три грации», созданная видным ваятелем тех лет Паоло Трискорни. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии.




Памятник родителям

В 1786 году в уединенном уголке, расположенном куда дальше от центра комплекса, чем большинство воздвигнутых до этого сооружений, появился небольшой павильон, созданный тоже по проекту Камерона, который позднее получил наименование «Памятник родителям». Первоначально он мыслился как памятник Фредерике, рано умершей сестре Марии Федоровны, однако несколько позднее, после того как скончались отец и мать императрицы — в конце 90-х годов XVIII века, она решила превратить его в общий мемориал ушедшим из жизни родным.


Пиль-башня

Пиль-башня (1797) — одно из самых оригинальных сооружений В.Бренны. Здесь фантазия архитектора и его живописный дар проявились в полной мере. Круглая Пиль-башня под высокой соломенной кровлей воспринимается как романтическая декорация, а в конце XVIII века вся местность вокруг казалась сошедшей с пасторальных картин того времени: вращались колеса водяной, «пильной», — отсюда название Пиль-башня — мельницы, журчала вода, отпечаток подчеркнутой запущенности создавал впечатление какого-то богом забытого сельского уголка, и, казалось, не хватает только мельника с помощниками да вереницы подвод, чтобы почувствовать себя в настоящей деревне. Но стоило подняться по столь же непрезентабельной спиральной лестничке, притулившейся к башне, как посетитель оказывался в изысканном помещении дворцового типа, декорированном живописью, лепкой, обставленном золоченой мебелью, — и контраст этой нарядности с нарочитым убожеством внешней декорации производил безошибочный эффект.


Розовый павильон

Одно из самых поэтических сооружений Павловского парка — Розовый павильон (1811—1812, архитектор А.Н. Воронихин) — лёгкое деревянное здание с колонными портиками, увенчанное небольшим куполом, окружённое кустами редчайших сортов роз. В 1814 году по проекту К. Росси к нему пристраивается Танцевальный зал. В начале XIX века Розовый павильон воспринимался как новый центр всего садово-паркового комплекса. Здесь собирались тогда гости Павловска, в числе которых было немало поэтов, писателей, художников, артистов.


Река Славянка


Холодная баня и мост Кентавров

В 1799 году между Колоннадой Аполлона и Храмом дружбы появился павильон «Холодная ванна», или Холодная баня — летняя мыльня, служившая местом закаливания Павла I, построенная Ч. Камероном в виде ротонды с куполом, в которой находился Круглый зал с бассейном и фонтаном, и примыкающей к ней прямоугольной раздевальней. Павильон отделен от Большого дворца мостом Кентавров (1799, архитектор В. Бренна) с мраморными фигурами кентавров, отлитыми с римских скульптур II века. Рядом с этим местом в 1787 году Мария Фёдоровна положила начало Семейной рощи, где по случаю важных семейных событий сажали дерево, привязывая к нему табличку. Все таблички были сняты после революции 1917 года.




Черный мост


Колонна «Конец света»

Первоначально колонна, воздвигнутая Камероном из розового мрамора, стояла вблизи дворца, а затем, при устройстве Новой Сильвии, была перенесена сюда. Ее называют «Конец света»: не только потому, что место, где она стоит, столь же далеко от центра комплекса — в масштабах парка, — как самый дальний рубеж страны от столицы, но и потому, что здесь кончался тот замкнутый изолированный мирок, каким, несомненно, был в то время весь Павловский дворцово-парковый ансамбль.

12.05.2012 в 17:09
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: