Категория: Искусство

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник

Жак-Луи Давид (1748-1825) – знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма.

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.


За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни. В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние Рафаэля). В 1779 г. Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы классицизма.

Смерть Сенеки

Антиох и Стратоника

 

Велизарий, просящий милостыню

 

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ – студия событий. Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Клятва горациев

 

В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена. Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение. Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Смерть Сократа

Портрет господина Лавуазье и его жены

 

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

 

Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Портрет графа Станислава Потоцкого

Андромаха у тела Гектора

Портрет доктора Альфонсо Леруа

Любовь Париса и Елены

 

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. – произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

 

Клятва на поле для игры в мяч

 

В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

 

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму. Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») – это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами. Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

 

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

 

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон

Портрет Пьера Серизиа

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Портрет тюремщика

Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува

Портрет Жан Бон Сент-Андре

Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына

Портрет мадам де Вернинак

Портрет Жоржа Руже

Портрет мадам Рекамье

 

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

 

Зинаида и Шарлотта Бонапарт

 

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

 

После возвращения Бурбонов к власти, Жак-Луи Давид отказался от работы при дворе, предпочтя изгнание в Брюссель. Там он спокойно прожил остаток своей жизни с женой. В то время он рисовал мифологические сюжеты, портреты граждан Брюсселя и наполеоновских сподвижников. Художник умер в 1825 г., перенеся инсульт.

После его смерти, некоторые работы были выставлены на аукцион в Париже, продаваясь за очень незначительные суммы.

Портрет папы Пия VII

Сафо и Фаон

Портрет Маргариты-Шарлотты Давид

Леонид I при Фермопилах

Портрет графини Вилаин XIII и ее дочери

Портрет Етьена Морриса Герра

Купидон и Психея

Портрет Эммануеля Жозефа Сийеса

Путешествие Телемаха

Марс, обезоруженный Венерой

 

Гнев Ахилла

 

Нужно отметить, что Жак-Луи Давид имел глубокую рану на лице, полученную при фехтовании. Это рана прорисована во многих автопортретах художника, она задевает некоторые ветви лицевого нерва. Эта травма привела к тому, что художник имел трудности в проговаривании некоторых звуков, движении лицевых мышц, к тому же она привела к образованию нароста на щеке. Это было препятствием в его активной социальной жизни, так как отличительной чертой социальной культуры Франции18 века была ораторское умение.

Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.

Художник жил в эпоху перемен и был их непосредственным участником. Jacques-Louis David стал крупнейшим представителем французского классицизма, главной целью которого было выразить идеалы свободы через образы античности.

28.08.2013 в 06:22
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.