| Якоби Валерий Иванович — русский живописец, художник жанровой и исторической тематики, профессор и академик Императорской Академии художеств. Родился в 1834 году в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. По окончании городской гимназии учился в Казанском университете, но с началом Крымской войны записался в добровольцы народного ополчения, которое отправлялось в Крым для участия в боевых действиях. С прекращением военных операций Якоби решил посвятить себя живописи. В 1856 году Валерий Якоби прибыл в Санкт-Петербург и стал посещать классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в Императорской Академии художеств. Во время обучения в столице получил все установленные академические медали, в частности, в 1858 году малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов» (Третьяковская галерея, Москва), в 1859 году большую серебряную медаль за работу «Татарин, продавец халатов», в 1860 году малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (Русский музей, Санкт-Петербург) и в 1862 году большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» (Третьяковская галерея). Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков.
| Осень, 1865,
Русский музей |
|
И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников. В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II. 1860-е годы Валерий Иванович Якоби провел за границей в пенсионерском путешествии от Академии художеств; эта поездка в целях совершенствования живописной техники изменила творческое кредо молодого художника. Из Европы Якоби привез два значительных полотна: «Девятое Термидора» (другие названия картины «Последние минуты жизни Робеспьера» и «Террористы и умеренные первой французской революции») и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года». За последнюю картину, представленную на академической выставке 1864 года, Якоби был удостоен звание академика. В 1870 году за картину «Арест герцога Бирона, герцога Курляндского» Якоби был возведен в звание профессора, а в 1870 году стал членом Совета Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, однако он пробыл в нем лишь до 1872 года. В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах. |
В 1870-е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики — «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров» (1875), «Свадьба в Ледяном доме» (по мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878).
На картине «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» изображено двадцать шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона, сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры — М. А. Голицын (стоит согнувшись) и Н. Ф. Волконский (вскочил на него), А. М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д'Акоста (с бичом). У кровати — графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н. Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них — граф Миних и князь Н. Трубецкой. Рядом с Бироном расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А. И. Ушаков, будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели — карлица-шутиха Буженинова. У насеста с попугаями — поэт В. К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинет-министр А. П. Волынский, с негодованием взирая на происходящее. |
Сюжет картины «Свадьба в Ледяном доме» связан с событиями 1739 года, когда на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы Анны Иоановны Ледяной дом. Он предназначался для свадьбы шута Анны Иоановны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. В свадебных торжествах помимо императрицы принимали участие представители многочисленных народностей России в национальных костюмах. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира устроенного в манеже герцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства.
Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из значительных работ художника — «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года», в котором Якоби запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр государственных деятелей екатерининской эпохи. |
Дар жанриста-рассказчика проявляется и в этих последних колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провел в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире, путешествуя по африканским странам Средиземноморья. Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, — картины: «Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1864), «Осень» (1865), «Семья художника» (1867), «Политика после завтрака» (1869), «Любитель редкостей» (1876), а также портреты Н. А. Киреева, госпожи Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и др.
Умер Валерий Иванович Якоби в Ницце в 1902 году.
На основе материалов статей из Русского биографического словаря А. А. Половцова
и из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. |
|