Категория: Искусство

Альфонс Муха

Альфонс Муха — чешский художник, которым чехи по истине могут гордиться. Он был страстным приверженцем стиля югендштиль. Этот стиль также называют модерн, а во Франции он получил название ар нуво («новое искусство»), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo). Художника Альфонса Муху можно по праву считать одним из родоначальников и основателей стиля модерн. Вклад, который он внес в развитие модерна, огромен. А литографии и живописные картины Альфонса Мухи впечатляют своими масштабами и невероятной красотой пластики. Они поражают воображение сюжетами и аллегориями, колоритом и богатством рисунка. Альфонс Муха и картины, которые вышли из-под его кисти – это достояние, которым человечество может гордиться и восхищаться.


Альфонс Мария Муха (Alphonse Maria Mucha) был рожден в 1860 году в небольшом чешском городке Иванчицев неподалеку от Брно. Его отец был небогатым чиновником, по имени Ондрей. Отец Альфонса имел шестерых детей и два раза был женат. Альфонс Муха был первым ребенком от второго брака.

В раннем детстве Альфонс Муха стал петь в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, т.к. уже в том возрасте стал проявлять интерес к пению. Благодаря своему увлечению молодой Альфонс поступил в гимназию. Примерно в эти же годы он пробует себя и в живописи: первой работой стала картина в технике акварели «Жанна д'Арк».

 

После того как молодой художник закончил гимназию, перед ним стал выбор – куда пойти учиться дальше. После провала при поступлении в Пражскую академию художеств он вынужден зарабатывать «на хлеб», работая писарем в местном городском суде. Туда его устроил отец. Но, тем не менее, все свое свободное время Альфонс Муха посвящал творчеству, занимаясь в небольшом театре своего родного городка. Пробовал себя в роли актера, а в последствии стал заниматься оформлением декораций, афиш и билетов. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество.

В 1879 году Альфонс Муха переезжает в Вену по приглашению фирмы художественных мастерских «Каутский-Бриоши-Бургхдат». Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра. В 1881 году в театре случился пожар, после которого его мастерская оказалась уничтожена, а сам художник настолько ошарашен произошедшим (во время пожара погибло по меньшей мере пятьсот человек), что возвращается домой в Чехию в маленький городок Микулов. Там он нашел поддержку в лице графа Куэн-Беласи, который стал покровительствовать его творчеству. Альфонс занялся оформлением родового замка графа, а тот в свою очередь согласился профинансировать его расходы на учебу Мюнхенской академии изящных искусств.

В 1887 году Альфонс Муха поступает в самые популярные и уважаемые школы художеств во Франции. Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси. Во Франции художника называли «Мюша». Но, до того как добиться головокружительного успеха и позволить себе превратить мастерскую в музей антикварных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все трудности и невзгоды жизни неизвестных, непризнанных художников, которых в столице Франции всегда было очень много. В 1889 году граф Куэн-Беласси прекращает финансирование обучения Альфонса Мухи, в результате чего художнику приходится много работать рекламным оформителем, иллюстратором в газетах и журналах. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. Именно в эти годы своего творчества Альфонсу поступает крупный заказ на иллюстрирование многотомного издания германской истории. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т.к. они вместе делят одну мастерскую, которая располагается над кондитерской мадам Шарлотты в Париже.



Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра «Ренессанс» в 1894 году. Это была афиша на премьеру спектакля «Жисмонда» с актрисой Сарой Бернар. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. Сама Сара Бернар пожелала познакомиться с ним, она же и помогла ему получить должность главного декоратора в театре «Ренессанс». После этой встречи художник Альфонс Муха становится и любовником знаменитой актрисы Сары Бернар. Все шесть лет художник создает шедевральные афиши к таким спектаклям как «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Гамлет» и «Тоска». Все костюмы, украшения и декорации также выходят «из-под пера» Альфонса.

В это время художник Муха испытывает феноменальный успех. Он выполняет «море» заказов в различных областях дизайна от этикеток до ювелирных украшений и интерьеров. Именно этот период становится пиком популярности и зарождением нового стиля, который можно по праву назвать именем Альфонса Мухи. Появляется новое понятие «La Femme Muchas», возникновение которого еще раз доказывает, каким невероятным успехом, талантом и безграничным творческим потенциалом обладал художник. Самые известные его работы на тот момент: «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни». В работах Мухи доминантный элемент композиции – это женщина, с шикарными волосами, окруженная цветами и растительными орнаментами.

В 1895 году Альфонс Муха присоединяется к движению символистов «Салон ста» (Salon des Cent), которое было основано на базе художественной галереи с одноименным названием. Тулуз-Лотрек, Верлен, Стефан Малларме, Грассе, Боннар — все эти имена знаменитых художников принадлежат кругу символистов. В этот период Альфонс Муха организует ряд персональных выставок по всей Европе, в том числе и в Праге, у себя на родине. Знакомство с братьями Люмьер открывает интерес у художника к кинематографии.

Всемирная выставка в Париже, проходящая в 1900 году, заставляет Альфонса заняться изучением истории славянских народов. Это увлечение в дальнейшем перерастет в желание создать цикл работ «Славянская эпопея». Там же, на выставке, Муха оформляет павильон Боснии и Герцеговины. Французский журнал «La Plume» издает целый номер, посвященный знаменитому художнику Альфонсу Мухе.

Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Оставив борт пришвартовавшегося в Нью­Йорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В 1904–1913 годах Муха побывал здесь шесть раз. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года до июня 1909­го. Имя Альфонса Мухи в США было хорошо известно: нью­йоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Среди работ, исполненных художником за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в Нью­Йорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея.

В 1906 году Альфонс Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов. В этом же году он исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью­Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Появилась у художника и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Альфонс Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Примерно в это же время он женится на Марии Хитиловой – его ученице. Альфонс и Мария с родившейся в Америке дочкой Ярославой вернулись в Европу в июне 1909 года. Лето они провели в деревне под Прагой, а в октябре Муха снова отправился за океан и пробыл там до середины апреля 1910 года. Всего в США он проработал около 4-х лет, и в 1910 году возвращается на родину в Чехию. Жизнь в Америке тяготила художника, несмотря на большую популярность. Альфонс Муха считался в то время одним из величайших художников современности. По большей части Альфонс занимался там написанием портретов и иллюстраций для обложек различных журналов.

Целых восемнадцать лет по возвращении на родину Альфонс Муха занимается написанием шедевральных живописных полотен на славянскую тему. Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадными — 6 на 8 метров. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих работ цикла. Художник побывал в Санкт­Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице­Сергиева лавра. В Чехии в громадном Хрустальном зале в замке Збирог он пишет такие картины как: «Симеон, царь Болгарии», «Славяне на исторической родине», «После Грюнвальского сражения», «Проповедь Яна Гуса», «Отмена крепостного права в России».

Примерно в этот же период художник Альфонс Муха создает свой знаменитый витраж в соборе святого Витта, расположенного в Пражском граде. Когда Чехия и Словакия объединяются в 1918 году, он посвящает свое время работе над новыми купюрами и почтовыми марками. Разрабатывает Герб образовавшейся новой страны и бланки для правительственных документов. В 1928 году Альфонс дарит свой восемнадцатилетний труд «Славянская эпопея» городу Прага. Сейчас эта коллекция находится в замке в городе Крумлов на юге Чехии и доступна для посетителей с 1963 года.

После захвата гитлеровской Германией Альфонс Муха много раз был подвергнут арестам и допросам, т.к. был патриотом своей страны, а Гитлер поместил его в список врагов рейха. Престарелый художник не выдержал этого испытания, заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на кладбище в Вышеграде.

smallbay.ru/mucha.html

24.07.2015 в 18:20
Обсудить у себя 2
Комментарии (1)

  Значит, у нас прижился испанский вариант названия.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.