Категория: Искусство

Эмиль Галле - реформатор художественного стекла XIX века

19 век не отличался каким-либо единым стилем, а являлся смешением романтизма, ренессанса, тяготеющего к античности, и иррациональной готики. Устав от классических правил общество жаждало взрыва эмоций и новой философии. По счастливому стечению обстоятельств во Франции, в конце 19 века жил и работал мастер, художественные устремления которого положили основу новому течению ар-нуво, соединившему восточную философию, тонкую эстетику и новые технологии. Имя мастера – Эмиль Галле; 08.05.1846- 23.09.1904. г., Нанси.


 

В 28 лет Эмиль Галле стал единолично управлять мастерской отца, специализировавшейся на выпуске стеклянных и керамических изделий. Несмотря на стабильный доход от продажи продукции для всех слоев населения, молодой Галле посчитал, что изделия из стекла могут быть не только утилитарными. Пластичность исходного материала и, в тоже время, его твердость открывали широкие возможности для экспериментов. В результате творческих проб, он стал основателем нового художественного стиля и новатором в области декоративного стекла.

Галле стремился создавать вокруг себя целостное пространство эстетики, объединяя в искусстве новые необычные приемы, современные материалы и конструкции.

Изделия Галле

На смену ремесленнику пришел мастер-ювелир стекольного искусства. В его работах видны видоизмененные мотивы природы: среброкрылые стрекозы над утренней дымкой реки, изысканные орхидеи, королевские розы, утонченные пурпурно-розовые лилии, фантазийные насекомые.

Ваза «Роза Франции» (зеленая)Emile Galle # Art Nouveau

Ваза «Роза Франции» отражает внутренний мир художника, его восприятие страны, которой стала для него родиной, где он черпал вдохновение. Эмиль Галле родился и закончил свою жизнь в небольшом городе Нанси, а природа, окружавшая мастера стала его музой. На поле цвета зеленого луга расцвела розово-лиловая кружевная роза, как символ любви и гордости (сейчас мы называем такие изделия «в стиле 3D»). Чаша со стрекозой более похожа на сюрреалистическую гостью с изумрудными глазами, которая словно парит навстречу зрителю. Насекомое грациозно, ее крылья цвета жженой умбры столь легки, что кажется мгновение, и стрекозка покинет ванильно-шоколадную вазу, и отправится в реальное путешествие. Невероятная пластика, изящные формы, цветочные мотивы и необычная цветовая палитра изделий из стекла произвели фурор на всемирной выставке в Париже в 1878 году. Имя Эмиля Галле в одночасье стало у всех на слуху, а его работы расходились с невероятной быстротой. Авторская техника clair-de-lune (лунный свет) давала возможность изготовлять стекло многослойным, а обработка кислотой, красителями, декорирование резьбой и объемными фигурками делали каждую работу эксклюзивной.

Ваза Виноград и улиткиMarinni: Emile Gallé
Ваза с летучими мышами

Первоначально изделия Галле выпускались единичными экземплярами. Сложно представить, что ваза с улиточками выполнена из стекла. Высокое удлиненное тулово переходит в более узкое горло с легким раструбом (отличительная особенность эксклюзивных ваз; промышленные изделия имели ровно срезанный край). Видно как цвет играет с основания и до верхней части, передавая объем. Накладные улитки грациозны, кажется, тронь их, и они оживут.

Интересны работы с морской тематикой и ваза с летучими мышами – сюжеты совершенно не характерные для украшения посуды, но здесь смотрятся потрясающе. Верхняя часть шкатулки в форме осьминога с резными щупальцами выглядит оригинально, а динамика полета мышей цвета индиго делает изделие неповторимым. Галле использовал травление, резьбу, технику мартелле, когда на поверхности делаются насечки, которые образуют ажурный фон.

Работая совместно с братьями Дом, собравшими вокруг себя талантливых художников, Эмилю Галле удалось вдохнуть в стекло таинственную силу притяжения. Невозможно отвести взор от кувшинов, декоративных шкатулок, настольных ламп, флаконов для парфюма, выполненных им в конце XIX столетия.

Необычные светильники поражают пластикой, от них веет теплотой, несмотря на исходные материалы: холодное основание из бронзы и плафоны из стекла. Красно-желто-белого цвета тюльпан выразительно нависает над телом молодой женщины, которая превратилась в основание-стебель. Красота и качество исполнения вызывают восхищение и благоговение перед талантом мастера.

Настольные лампы в форме стрекозы и тюльпанаФлаконы для духовКувшин «Стрекоза»Ваза 1900-1904 гг.

Эмиль Галле был художником от природы. Его мастерская производила посуду для широкой публики, но если получали заказ от королевской семьи, известных литераторов или состоятельных людей, то мастер выполнял работу сам, начиная от эскиза. Его этюды столь красивы, что являются полноценными произведениями. Они нежны, эстетически превосходны, передают настроение и характер цветка.

Этюд Цикламены. Эмиль Галле

 

Этюд цветов. Эмиль Галле

Доподлинно известно, что залы Николая II и Александры Федоровны украшали вазы Эмиля Галле, а отдельные экземпляры были отделаны серебром именитым мастером фирмы Фаберже Ю.А. Раппопортом. В описях конца 19 века упоминается, что письменный стол Ее Величества был выбран для вазы с изображением клематиса, датированной 1896 годом. Наряду с орхидеей и лилией, это был один из любимых цветов Галле.

То уснут акварельным эскизом,
то зажгутся оттенком акрила
Нежно-розовые клематисы,
лепестки, словно лёгкие крылья.
(Владимир Белозерский)

            

Вазы Э. Галле «Клематис»

Необычайно красивые по форме, разнообразные по цвету, растения вдохновляли не раз художника на изготовление оригинальных произведений.

Музыка мебели

Эмиль Галле был художник-универсал. Он прекрасно разбирался в графике, живописи, теории, проектировал бытовые вещи. В Нанси в 1895 году был открыт магазинчик «La Maison de l'Art Nouveau», который выставлял предметы интерьера в стиле modern. Дизайнеры-новаторы Эмиль Галле (Emile Gallé) и Луи Можараль (Louis Majorelle) стояли во главе Провинциального альянса художественной промышленности, позднее переименованного в Школу Нанси, и задавали ритм новому течению.

Мебель, сотворенная по наброскам Эмиля Галле конца 19 века, отличается изящной формой и насыщенными декорированными элементами. Здесь важно было все: удобство, приятные формы, выбор материала и отделка. Несмотря на то, что фабрика Галле была оснащена механическими машинами, отделка и финишная обработка деталей происходила вручную. Мебель облицовывалась фанерой, украшалась позолоченными накладками. Резьба и рельефная инкрустация зависела от породы дерева. Например, палисандровое дерево было популярным из-за широкого спектра цвета: от розовато-светло-коричневого до насыщенного кирпичного, и даже шоколадного, с узором из темных прожилок с фиолетовым оттенком. Дерево очень твердое, поэтому изделия из него прекрасно сохранились. Излюбленным рисунком оставалась флористика и бабочки.

Двухъярусный стол с ножками в виде стрекозКровать «Заря и сумерки»
с изображением ночных бабочек

Ритмически-организованные формы мебели словно одухотворяют материальную среду. Мебель удобна, приятна глазу и гармонична. Украшенная резьбой, линейным плетением, инкрустированная разными породами дерева, стеклом и драгоценными камнями она становилась украшением любого интерьера.

.

Кресло и стул «Зонтики», около 1903 года1895, Письменный стол

Основным средством выражения для Э. Галле в стиле модерн был орнамент, который одновременно украшал и композиционно формировал структуру изделия. Любитель поэзии, Галле создавал «говорящие» произведения, ритмично вписывая цитаты известных авторов на вазы и мебель. Так и хочется спросить у мастера:

Скажи, откуда ты приходишь, Красота?.. (Ш. Бодлер «Гимн Красоте»).

Эмиль Галле умер в Нанси от лейкемии в 1904 году на пике своей популярности. С того времени, несмотря на усилия четырех его дочерей, мастерская с переменным успехом пыталась существовать до 1936 года, выпуская небольшие партии стекольной и мебельной продукции по сохранившимся эскизам. Однако, повторить произведения Галле не суждено было никому. Имущество семейной фабрики было продано с аукциона, и сегодня только счастливчики могут похвастаться предметами, в которых вдохнул жизнь гений декоративно-прикладного искусства – Эмиль Галле.

Клейма Эмиля Галле

Суть работ Эмиля Галле – в умении донести до человека философию жизни, умение видеть красоту в капле росы и взмахе крыла мотылька. Он сумел почувствовать философию искусства и гордился своими произведениями. Каждое из них Галле одаривал своей подписью, словно целуя на прощание, отпуская в большую жизнь. Поэтому его авторская метка всегда разная.

На вазе с пейзажем она словно хрупкая лодочка, парящая по озеру, а на деревянной шкатулке – больше напоминает декоративное растение под стать основному рисунку.

Эмиль Галле был оригинален не только в сюжетных линиях, его клеймо неповторимо. Оно изящно, гармонично, радует глаз формой и цветом. На вазах оно чаще всего располагалось в нижней части тулова, но всегда вписывалось в цветовую гамму изделия.

Прижизненные подписи Галле можно встретить в различных вариантах. На конусовидном флакончике для парфюма, отделанном серебром, подпись выполнена гравировкой и даже спустя сто лет хорошо читаема.

 Флаконы для духов,
конец 1890 – начало 1900 гг.

Одна из первых работ мастера. Настоящие изделия Э. Галле тяжелые по весу, если посмотреть на диск-основание вазы, то можно увидеть слои светло-темного матового стекла. Здесь же и первые гравированные клейма.

Ваза с узким длинным туловом с растительным орнаментом. Подпись автора Gallé естественно, словно лиана, вплетена в орнамент. На вазе с изображением цветов и листьев бегонии клеймо выгравировано золотом, очень тонко, замысловато, необычно указан и год создания – 1900.

Цилиндрическая ваза из трехслойного стекла с листьями и цветами георгина, сделанная в 1898 году совместно с К. Фаберже (оправа). Изделие в единственном экземпляре и для него разрабатывалась отдельно подпись – расположена на тулове на фоне лотарингского креста: Emille Galle. Вариант уникальный, ваза находилась в залах императрицы Александры Федоровны, повторение невозможно.

Настенный гардероб 1900 г. Чудесная мебель с орнаментом в технике маркетри с ветвями, причудливыми стеблями маков с бутонами. В правом углу, словно изогнутая лиана, подпись автора.

Для самого Галле важен был не столько сюжет, сколько сам процесс изготовления вещи, комбинаторика стекла, цвета, фактуры. Он постоянно экспериментировал, усложняя технику, поэтому более поздние работы, гораздо насыщеннее, техничнее, изобилуют дополнительными элементами. Ваза с изображением цветка и листьев страстоцвета с необычной подписью. Клеймо расположено на ножке, рядом со стеклянными красными свилями, более похоже на стилизованный орнамент.

После ухода из жизни Эмиля Галле фабрика существовала на протяжении нескольких десятков лет. Продукция соответствовала стилю основателя, однако клеймо стало иным. В течение двух лет, начиная с 1904 года, у первой буквы фамилии проставлялась звездочка.

Работы с 1906 по 1936 (окончательно прекращение выпуска продукции под маркой) идентифицировались характерным клеймом. Они более просты, не отличаются разнообразием и типичны в написании.

Однако, уникальные экспонаты, хранящиеся в музеях мира за подписью Эмиля Галле, идеальны, красивы и неповторимы даже спустя многие годы.

04.05.2016 в 19:06
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.