Категория: Искусство

Эмили КАРР (1871) (145 лет) - канадская художница, писательница.

Уже при жизни она была лауреатом нескольких престижных литературных премий. Впоследствии Эмили Карр стала одной из самых известных канадских художниц в мире, и просто гордостью города Виктории, где сейчас находится ее дом-музей.

Ее именем названы в городе библиотека и картинная галерея. Об этой галерее и ее коллекции картин Эмили Карр я бы и хотела рассказать в этой статье.

Э.Карр «Автопортрет»


Картинная галерея Виктории (http://aggv.ca/) – центр изобразительного искусства этого тихого городка, который на самом деле является столицей крупнейшей канадской провинции Британская Колумбия. Любопытно отметить, что в той же провинции находится и такой всемирно известный метрополис, как Ванкувер – крупнейший канадский центр бизнеса и искусств. Однако парламент провинции, где пишутся ее законы, все-таки находится в Виктории.

Картинная галерея Виктории намного скромнее по своим размерам и по коллекциям, но для тех, кто интересуется творчеством Эмили Карр – родившейся и много лет прожившей в Виктории – эта картинная галерея является важнейшим источником информации о творчестве этой незаурядной художницы.

Э. Карр «Луг рядом с океаном» (эта картина – визитная карточка выставки «На границе Ойкумены»)


Образование Эмили Карр никак нельзя назвать доморощенным, потому что рисовать она училась в лучших учебных заведения США и Франции. В Канаде она сошлась с Лореном Харрисом – основателем арт-группы «Группа Семерых» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html), который оказал сильное воздействие на художницу, но об этом речь впереди. Эмили так и не вошла в эту группу – присутствие женщины в сугубо мужском арт-клубе пока еще считалось нонсенсом – хотя на мой взгляд качество ее лучших работ ничем не уступает качеству работ художников группы. Однако в совместных выставках она участие принимала. Эмили Карр общалась с выдающимися художниками своего времени и прекрасно знала обо всех значительных течениях в искусстве. Не могу не отметить, что она никогда не выходила замуж. Имеются ее письменные свидетельства о том, что она не желала себе судьбы домохозяйки и мужской рабыни, какой часто были судьбы женщин того времени. Известно, что в качестве страшного примера перед глазами Эмили была судьба ее знакомой талантливой художницы Софи Пембертон, которая после замужества нарожала своему мужу детей и вынуждена была забросить искусство под бременем семейных забот, хотя явно имела дар в этой области. Поскольку Эмили была одной из первых известных женщин в стране, которые предпочли условностям общества творческую свободу, канадские феминистки считают ее одной из основоположниц этого движения в Канаде.

С. Пембертон «Пол», Карт. галерея Виктории

Свое вдохновение художница нашла у себя на родине. С особым интересом она исследовала местные пейзажи, которые являются продуктами пересечения мягкого субтропического океанического и более сурового умеренно-континентального климатов, а также тотемы и символику местных индейцев. Она настолько часто посещала индейские деревни, что стала там практически своей. Это выразилось в том, что индейцы даже дали ей весьма говорящее прозвище Кли Вик (Хохочущая).

Э.Карр «Тотемные столбы в Китсеукле» (1912)

С изображения индейских тотемов начались ее художественные поиски. Эти культовые объекты без сомнения представляли из себя «легкую добычу» для молодой художницы – ведь они являются уже готовыми артефактами, выполненными в очень своеобразной манере. Художнику, который рисует тотемы, можно не напрягаться в поисках внутренней сути предмета изображения – она вся на виду, к ней уже практически нечего не добавить. Эта легкость являлясь вне сомнения привлекательной для начинающей художницы, но и она могла ее погубить, если бы Эмили свела свое художественное самовыражение к изобразительному ремеслу на потребу туристам (чем она иногда занималась ради быстрого заработка). Именно об этой опасности предостерег юную художницу опытный и талантливый Лорен Харрис, когда писал ей, что Эмили лучше вырабатывать свой стиль, изображая окружающее ее пышное природное цветение, океан, дома, лодки Виктории, нежели зацикливаться на законченных образах индейских тотемов – теме несомненно не самой благодарной не только по уже упоминавшейся причине, но и из-за того, что для индейцев тотемы имеют религиозную и, частично, генеалогическую, но никак не эстетическую ценность. Соответственно, оценить картины с их изображением индейцы никогда не смогут. Так оно и случилось – современные индейцы не испытывают уважения к этой части творчества Эмили Карр, считая, что она присвоила их святые образы и на этом сделала свою популярность.

Э.Карр «Деревня Киспиокс» (1929)

Прорыв в творчестве Эмили Карр произошел после встречи с художниками Группы Семерых. Ее зрелые работы уже не воспринимаются как попытки запечатлеть тотемные изображения. Они больше похожи на творческое осмысление темы; в них виден не только предмет религиозного культа, но больше того – уникальный вселенский образ, преломляющийся через стиль и душу художницы. В ее зрелых работах мы видим саму Эмили Карр, ее утонченное романтическое начало, холодные, темные, драматические цвета, масштабные образы.

Э.Карр «Море травы» (1932)


Леса на ее картинах таинственны и почти одушевленны, они живут своей глубокой и полнокровной жизнью, в них чувствуется преклонение художницы перед силами природы, ее вера в то, что эти силы выходят за пределы нашего понимания. Художница намекает нам на незначительное место человека в этом бушующем мире. Эта драма показана прекрасно как с точки зрения цвета, так и техники и композиции. Поздние картины Эмили Карр представляют из себя мощные и красивые полотна, подлинной темой которых является величие и сила природы.

13.12.2016 в 06:47
Обсудить у себя 2
Комментарии (2)

Интересно. Спасибо, узнала новое для меня имя.

и действительно ее картины отличаются очень(не сказала бы, что их писал один и тот же человек)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.