Категория: Искусство

Он повторил искусством мирозданье. Художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)

Я полечу в далекие миры,

в край вечной красоты,

солнца и фантазии,

в заколдованную страну..
М.-К. Чюрленис

Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Он кажется необычен, но скорее всего он непривычен. Он принадлежит к числу тех кто ведет за собой, давая простор нашему воображению. Романтикой фантазией, силой гения восхищались многие великие творцы. Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму.

 


 

Он родился в Литве, в семье органиста, учился в Варшавской консерватории, окончив которую в 1900 году получил диплом композитора.
Но еще в годы студенчества Чюрленис увлекается живописью и, вернувшись из Лейпцига в Варшаву, вновь начинает учиться — уже в художественной школе. Вторая сторона его необычайно богатой творческой натуры развивается одновременно с музыкальной работой: Чюрленис сочиняет крупнейшее свое произведение — симфоническую поэму «Море», записывает и обрабатывает литовские народные песни, руководит литовским хором в Варшаве. Вскоре он поселяется в Вильно, где ведет напряженную творческую работу, широкую культурно-общественную деятельность: организует первую в Литве выставку национального искусства, устраивает вечера-концерты, пропагандировавшие литовскую музыку. Однако тяжелый быт, узость культурной жизни Вильно и постоянный материальный недостаток угнетают его. Чюрленис едет в Петербург. Несмотря на то, что многие из петербургских художников высоко оценивают его талант, жить и здесь трудно. Чюрленис буквально сжигает себя, создавая одно за другим прекрасные полотна, сочиняя музыку и зарабатывая уроками на кусок хлеба

“Соната моря. Анданте”
В Петербурге, в октябре 1907 года известный художник Добужинский впервые увидел эту картину. Осень с моросящим дождем, старый, потемневший от копоти дом, темная комната, куда пришел он, чтобы познакомиться с работами какого-то никому не известного литовца… Все знакомо: и убогость обстановки, и смущение хозяина, не знающего, куда посадить гостя. Литовец, конечно, бедствует. Дай Бог, чтобы ему хватало хотя бы на хлеб и воду. И вдруг…

Что это? На приколотом кнопками к стене листе бумаги сияют два солнца. Золотые и зеленоватые лучи расходятся от них. Чья-то спокойная и сильная рука держит на ладони парусник, а мимо плывет звезда, пузырьки поднимаются вверх, сквозь толщу вод видятся руины подводных городов, и окна в них горят, будто освещенные волшебным солнечным светом.
Добужинского поразила не столько оригинальность картины, сколько музыкальность ее красок, линий и композиции. Вскоре Добужинский показывает работы Чюрлениса известным петербургским художникам — А. Бенуа, Сомову, Лансере, Баксту, С. Маковскому. На всех его картины производят огромное впечатление.
Чюрлениса постепенно узнают все больше. Выставки его живописных работ в Петербурге и в Москве приносят ему огромный успех. Музыку его знают меньше, но ведь всего каких-то пять-шесть лет прошло, как во всю ширь развернулось его дарование.

От Чюрлениса еще ожидалось очень многое… Однако в 1909 году он тяжело заболевает и в начале 1911 года умирает, едва дожив до тридцати пяти лет…

ciurlionis.eu/ru/

10.09.2015 в 06:38
Обсудить у себя 4
Комментарии (1)

Такой молодой… жаль...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: