Категория: Искусство

Теодор РУССО (1812-1867) (205 лет) - французский художник-пейзажист, глава барбизонской школы живописи.

Теодор Руссо — один из наиболее видных представителей так называемой барбизонской школы во французской живописи. Барбизонцами называли группу художников, преимущест­венно пейзажистов, работавших в окрестностях деревни Барбизон неподалеку от Парижа.

Скромная деревушка и виды ее окрестностей стали постоянной темой творчества живопис­цев, стремившихся внести в искусство простые и безыскусные мотивы. Однако география пейзажа барбизонцев не ограни­чивалась прилегающими холмами и лесами. В частности. Теодор Руссо объехал большую часть Франции, побывал в дале­ких и диких ее уголках, ставя своей целью создание национального пейзажа.


«Дерево, которое шумит, и вереск, который растет, — писал Руссо, — для меня великая история, которая не меняется; если я буду говорить их языком, я буду говорить на языке всех времен».


 

Теодор Руссо — горожанин, уроженец Парижа, его отец был портным. Дикая, естественная природа, которую он впер­вые увидел в гористой местности Франш-Конте, породила в нем желание стать художником. Впрочем, у него был пример и в семье — среди родных матери были живописцы и скульпто­ры. Вернувшись в Париж, Руссо пишет этюды в окрестностях города, копирует Клода Лоррена в Лувре. У него были учителя, но не настолько значительные, чтобы оказать влияние на сло­жение его творчества. Руссо много путешествует, изучая при­роду своей страны. По воспоминаниям друзей, он был неуто­мимым ходоком, довольствовался самой скудной пищей, про­ходил в одиночестве многие километры.

Одной из ранних известных работ художника является на­писанная в начале 1830-х годов небольшая картина, храня­щаяся в ленинградском Эрмитаже, — «Рынок в Нормандии».

 Здесь изображена улочка небольшого городка, оживленная рыночной торговлей. Художника интересуют все подробности городской жизни — в распахнутом окне на втором этаже до­ма он замечает женщину, он вглядывается в темноту в глу­бине распахнутой двери, в толпу покупателей и торговцев, изображенную на заднем плане. В дальнейшем Руссо отходит от такого типа «населенного» пейзажа, его привлекают не ви­ды домов и улиц, а только природа, присутствие человека в которой эпизодично и незначительно.

Характерные черты того типа пейзажа, который стал раз­виваться в творчестве Руссо, представлены в картине «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833, Государственный Эрмитаж, Ленинград). Изображенный здесь ландшафт Нормандии, который художник основательно изучил за время своих поез­док по этому краю, не поражает зрителя чем-то необычным. Скорее будничность, непритязательность мотива привлекла в нем художника. Руссо изображает серый пасмурный день, невзрачные крестьянские постройки, дорожку, идущую вдоль склона холма. Тем не менее именно в этой повседневной жизни природы, растворяющей в себе и следы деятельности человека, Руссо усматривает значительность и величие. Он не стремится поразить зрителя ярким декоративным эффек­том, а постепенно вводит его в картину, заставляя присматри­ваться к отдельным деталям и постепенно погружаться в не­торопливое созерцание представленного вида.

Желание показать мощь и красоту природы побуждает Тео­дора Руссо искать мотивы, которые сами по себе обладали бы этими качествами. Поэтому он работает в отрогах гор Юры, пишет грозу, сверкание ледников, причудливо изогнутые деревья в горах. Критик Торе говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы… трепещет с бурей, сияет вместе с солн­цем».

Но особенно Руссо любил писать дубы. Иногда он писал лес, естественные своды аллеи и чащи, но очень часто художник как бы портретировал группы деревьев. Он тщательно и доб­росовестно копировал с натуры буквально каждую веточку, каждое пятнышко ковы дерева а  вместе с тем создавал эпи­чески цельный образ богатырски мощного дерева. Люди, жи­вотные по контрасту с толстыми стволами а раскидистыми кронами дубов выглядят маленькими, их жизнь непродолжи­тельна по сравнению с веком нестареющих великанов.

Подыскивая подходящая мотив для картины, Руссо часто подолгу бродил по лесу, не делая никаких зарисовок. Найдя подходящий мотив, он делал рисунок с натуры и по нему пи­сал картину.

Художник был очень требователен к себе. Сначала он делал рисунок на холсте углем или бистром (особой жидкой крас­кой, приготовлявшейся из сажи), затем прописывал картину монохромно, уделяя основное внимание распределению света и тени, и затем, наконец, вводил цвет, причем иногда несколь­ко раз менял колорит, работая над одной и той же картиной.

Это обусловило плохую сохранность многих пейзажей Руссо, g которые сильно потемнели от времени.

Художник изображал не только сами деревья, но и атмосфе­ру, которая их окружает, стремясь объединить в своей жи­вописи предмет и пространство. Огромным завоеванием Рус­со является его вклад в развитие реалистического изображе­ния природы. Стремление его к максимальной правдивости, к служению натуре своим искусством связано с тем, что Руссо видел в природе этическую красоту и утверждал ценность ее изображения для искусства.

Пейзаж Руссо и барбизонцев перекликается с творчеством голландских художников XVII века; любимым художником Руссо был Ян ван Гойен. Интересно и то, что Руссо был одним из первых во Франции поклонников японского искусства. Ис­кусство Руссо, казалось бы, ограниченное узким кругом пей­зажных мотивов, многими нитями связано со всей художест­венной культурой его времени.

Руссо и барбизонцы окончательно освободили пейзажное видение от прежних условностей. Природа у них — среда оби­тания человека: крестьянина, пахаря, пастуха. Они не стре­мятся облагородить ее, вводя какие-либо мифологические мо­тивы. Они видят прекрасное в природе как таковой. В живопи­си барбизонской школы присутствовал и познавательный эле­мент. Барбизонцы аналитически изучали раскрывающийся перед ними пейзаж, прокладывая дорогу импрессионистам.

Само по себе их восприятие природы, сугубо индивидуаль­ное, предполагающее пребывание с ней с глазу на глаз, пока­зывает определенный этап роста личностного сознания в ис­кусстве. Пейзаж Пуссена или Лоррена апеллировал ко мно­гим сразу, как трагедия апеллирует к зрительному залу. Пей­зажи Руссо или других барбизонцев требуют камерного со­переживания зрителя. Пейзаж, обычно небольшой по разме­рам. как бы приглашает зрителя к мысленному путешествию по картине: войти под сень этих дубов, побродить между ство­лов, посмотреться в зеркало пруда.

Барбизонский пейзаж создавался в тот период, когда лите­ратура з романе уже давала проникновенное описание переживаний героев.  Раскрытое внутреннего мира во внешний происходило именно благодаря пейзажу, в природе находили аналоги движениям человеческой душа. Поэтому благородст­во и величие. суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных дубов в картинах Руссо могут воспринимать­ся и как духовное самовыражение художника. Личность рас­тет в познании окружающего мира, в умении передать в ис­кусстве его полноту и совершенство — в этом убеждает исто­рия французского пейзажа XIX века, яркой страницей кото­рой было творчество Теодора Руссо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.04.2017 в 06:41
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: