Категория: Искусство

Якопо Сансовино

Сансовино известен нам сегодня как архитектор, работы которого легли в основу развития венецианской архитектуры, современники же больше почитали его как скульптора.

Местом рождения Татти, Якопо д`Антонио, известного под прозвищем Сансовино стала Флоренция. Как и было принято в его семье, он с детского возраста обучался грамоте, проявляясь одаренным мальчиком с живым умом. Вскоре он пристрастился к рисованию, которое стало любимым занятием — словесностью он занимался с гораздо меньшим удовольствием. Наблюдая проявившиеся склонности сына, Франческа — мать художника, тайком организовала для сына уроки рисования. Она видела будущее своего сына в занятии скульптурой, и ратовала за славу, равную или превосходящую известность Микеланджело Буанаротти.

Время шло, и отец принял решение обучать сына торговому делу, однако это вызывало в юноше отторжение, еще большее, нежели занятия словесностью. После нескольких трудных бесед с отцом Антонио получает разрешение заниматься любимым занятием.

 

Дворец дожей


 


Мальчик попадает на обучение искусству скульптуры к Андреа Сансовино — известному и выдающемуся скульптору и архитектору, слава которого распространялась по Италии и Испании. Начало обучения 1502 год — год прибытия Андреа Сансовино во Флоренцию. По имени учителя творческое имя взял и ученик — теперь его зовут Якопо Сансовино.

Став известным в художественной среде Флоренции, Якопо получил приглашение от Джулиано да Сангалло стать архитектором папы Юлия II в Риме. Впервые Сансовино прибывает в Вечный город в 1505-1506 годах. Он занимается реставрацией античных памятников скульптуры, изучает древние памятники. Благодаря своему таланту приобретает благосклонность Браманте и попадает к нему под покровительство.

Благодаря поддержке того же Браманте, которому очень хотелось, чтобы о таланте Сансовино узнал папа Юрий, Сансовино получает заказ на реставрацию ряда античных скульптур. Выполнив этот заказ, Сансовино проявил себя с лучшей стороны, показав все свое умение, за что и получил похвалы от самого Папы. Продолжая работать в высоком темпе без сна и отдыха, пытаясь превзойти самого себя Якопо, и так не отличавшийся крепким здоровьем, заболел и был вынужден вернуться во Флоренцию в 1511 году. Здоровый климат и отличный уход быстро поставили его на ноги.

Вернувшись в Рим, в 1518 году Сансовино обращается к архитектурной работе, не прекращая заниматься скульптурой, он работает над проектированием церкви Сан-Джованни де«Фьорентини.

1521 год Сансовино провел на родине во Флоренции, а летом 1523 года посетил Венецию, которая вдохновила художника, и в которой он прожил всю свою оставшуюся жизнь, бежав из Рима, после захвата города Карлом V. В Венеции он работает в основном над архитектурными заказами.

В 1529 году Сансовино получает назначение на пост главного архитектора Республики, много путешествует по должностной необходимости. Его жизнь проходит среди единомышленников, друзей и учеников.

Сансовино проектировал и работал над такими сооружениями как палаццо Корнер делла Ка-Гранде — работа велась в 1532 году — это произведение архитектуры выделяется масштабностью и торжественностью; Работа над Библиотекой Сан-Марко начата в 1536 году, Монетный двор, построен в период с 1537 до 1545 года, у подножия кампанилы Сан-Марко возведена Лоджетта.

 

библиотека св.Марка


Библиотека является самым прославленным сооружением мастера. Ее часто называют Либрерия Сансовиниана. Она находится на Пьяццетта ди Сан-Марко, эта небольшая площадь известна своей популярностью у писателей, художников и поэтов. Именно к ней примыкают Библиотека и Дворец Дожей. Дух Венеции, прочувствованный зодчим нашел здесь свое отражение. Несмотря на то, что эти два здания разные стилистически, они прекрасно уравновешивают друг друга, перекликаются аркады, декор, карнизы зданий, и в итоге архитектурный ансамбль получает законченное, парадное звучание.

Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранен от государственной службы за катастрофу — на строительстве произошло обрушение сводов перекрытий, через два года должность вернули, а самого Сансовино реабилитировали.

Со стороны набережной, возле библиотеки расположен Монетный Двор — Ал Дзекка, который строил Сансовино, а по другую сторону канала, в ряду дворцов, отражающихся в воде, находится Палаццо Корнер делла Ка-Гранде, которое в тридцатых годах Сансовино возвел на месте старого сгоревшего здания. В этом палаццо Сансовино использует новаторские композиционные приемы, которые складываются у него, когда он работает над вопросом использования приемов итальянского ренессанса для венецианских условий жизни. Работая вместе с Санмикеле, он разрабатывает внешний вид палаццо, который впечатляет своей монументальностью. Создавая это сооружение, Сансовино использует рустованный ордер, отличающийся особой красотой. В Венеции до этого такой ордер не использовался, и горожане были удивлены новым художественным стилем здания.

Одно из самых лучших творений Сансовино — Лоджетта, расположенная у колокольни Сан-Марко. Она своими строгими пропорциями, спокойными формами навевает мысли об архитектуре Высокого Возрождения. В отделке, художник играет различными оттенками мрамора: зеленоватым — для стен, розовым — для колонн, желтым для ниш, обрамленных белым. Скульптуры включают в себя рельефы с аллегориями Венеции с островами Кипром и Кандилей, статуи, выполненные из бронзы (над ними работал сам Сансовино), представляющие Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир, являющиеся олицетворением мудрости и гармонии мирной Венецианской Республики.

В своих отзывах о работе Сансовино, Вазари отмечает Монетный двор, как блестяще продуманное инженерное сооружение, кроме того с разумной планировкой. Красивое сооружение снаружи имеет замечательное наполнение внутри.

Что касается мнения Вазари о личности самого Сансовино, то он вспоминает его живым, активным, подвижным человеком, сохранившим прекрасную осанку и юношескую походку до глубокой старости. По словам Вазари, он был рыжеволос и бледен, имел приятные черты лица, прекрасно поддерживал беседу, благодаря этому пользовался популярностью у дам различных сословий, в том числе и у дам знатных.

Отмечает его прекрасное здоровье, замечательную остроту зрения, сохранившуюся до глубокой старости. Всегда прекрасно, с иголочки одетый, невероятно чистоплотный, он, до глубокой старости крайне любил женщин и любил много о них разговаривать.

Был осмотрительным, в планировании будущего опирался на прошлый опыт. Крайне трудолюбивым, скрупулезно выполняя все свои дела. Обязанности всегда стояли на первом месте, удовольствия он откладывал на время, не занятое обязательными делами. Так же Вазари отмечает, что Сансовино был прекрасным собеседником, много знал, прекрасно использовал свой интеллект.

 

Мадонна


До глубокой старости сохранил Сансовино свою память. Мог вспоминать события из своей жизни до мельчайших деталей: хорошо помнил детали своего детства, с легкостью словами воссоздавал картину разграбления Рима. Ему нравилось соревноваться с сильными соперниками. Сейчас бы сказали, что ему очень нравилась здоровая конкуренция, ибо тогда он видел свой путь для развития. Слово «Честь» было для него отнюдь не пустым звуком. Свое слово держал твердо, и никогда ни в какие компромиссы с совестью не вступал, какие бы обстоятельства его ни окружали. Это всегда чувствовали на себе его вышестоящие вельможи — начальники. Они кстати всегда ценили его человеческие качества и отмечали его искренюю доброту.

Был щедрым, не мог никому отказать, крайне любил своих родителей. Ставил их всегда на первое место, ему проще было отказаться самому от всех удобств ради того, чтобы родителям было комфортно. Ему оказывалось уважение и почет. Конечно, и у него бывали вспышки гнева. Натура пылкая и неукротимая он мог быть резок, однако крайне быстро отходил.

В 1568 году Сансовино отошел от дел, больше не практиковал в искусстве. Умер великий зодчий в 1570 году, в Венеции. Его похороны сопровождались оказанием ему великих почестей. Тело похоронено в церкви Сан Джиминьяно, возведенной им самим капелле.

02.07.2016 в 06:44
Обсудить у себя 3
Комментарии (1)

настоящий во всем! интересно очень...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.