Категория: Наука и техника

15 сентября – День рождения велосипеда

Велосипед, летящий в листопад
На крыльях красных, золотых и синих
В краю, где климат – не для апельсинов,
А снег и лёд – для ледорубов и лопат,
Ты – птица райская в аду кровобензинов,
Ты – упоительной свободы кровный брат.

Катись, прекрасный, – чтобы вечно быть вдали,
Сверкая спицами, дающими ответ
На – где же, где же (тут стоял!) велосипед,
Который мы давным-давно изобрели?..
Да там он, там он, в солнечной пыли,
И отовсюду виден на просвет.

Велосипед, летящий в листопад,
Где семицветный ветер конопат
От пыли солнечной небесного разброса, –
Листай дорогу!.. Мы в твои колёса
Поэтски вписаны, и вся цена вопроса –
Не впасть в засоса чёрного квадрат,
Над пьяным пламенем листвы летя с откоса.
Ю.Мориц


 

Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова.Тот далекий теперь уже день — 15 сентября 1801 года и считается «днем рождения» велосипеда. Судьба тележки Артамонова оказалась печальной: она была присоединена к царской коллекции редкостей и вскоре забыта.

Второе рождение велосипеда состоялось в 1808 году в Париже, где появился двухколесный самокат без рулевого управления. Седок передвигался, по очереди отталкиваясь ногами от земли. Несмотря на свое несовершенство, это транспортное средство развивало довольно большую скорость, за что и получило свое название: «велосипед», в переводе с латинского — «быстрые ноги».

В 1815 году немец К. Дрез установил на велосипеде рулевое управление, а в 50-х годах XIX века его соотечественник Ф. Фишер оснастил переднее колесо шатунами и педалями. Так была заново возрождена схема Артамонова. Стремясь увеличить быстроходность велосипеда, конструкторы стали делать переднее колесо больше (до 180 см), заднее же колесо оставалось маленьким (около 30 см). Так получилась машина, которую назвали «паук».

Вскоре после этого в мире начался настоящий велосипедный «бум». Водном только 1892 году во Франции было выдано тысяча патентов на новые велоси-педные конструкции, в Англии — 2400; в США — 4000! И к концу XIX века велосипед обретает вполне совершенные очертания. Англичанин В. Томсон придумал, а шотландец Данлоп приспособил для велосипеда пневматические шины.

Наш соотечественник Г. Иванов усовершенствовал их, предложив раздельные камеру и покрышку. В наши дни на свете существует великое множество велосипедов самых различных размеров и конструкций и даже велосипед с солнечным двигателем. «Едет, пока солнце светит», так звучали слова из песенки, которую распевали присутствовавшие при успешном испытании велосипеда с солнечным двигателем. Его создатель Аллан Фримен сконструировал панель из 98 фотоэлементов, служащих для подзарядки батареи в 12 В. Она питает электромотор велосипеда. Накопленной энергии достаточно для преодоления расстояния в 50 км с максимальной скоростью 24 км/ч. В солнечные дни велосипедист не пользуется электробатареей: энергия от фотоэлементов передается непосредственно двигателю. Правда, в этом случае скорость снижается до 13 км/ч.

 

15.09.2015 в 06:46
Обсудить у себя 5
Комментарии (8)

  Да, когда-то активно пользовал...

А сейчас? Не хочется или времени нет?

  Старые велосипеды пришли в негодность.

оч полезный агрегат оказался ), и в хозяйстве, и для здоровья!

Ага, и для окружающей среды)))

Это здорово, велосипед...

Очень здорово! Мой любимый вид транспорта на сегодняшний день))

Да, классная штука...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.