Категория: Наука и техника

Космонавт № 2. Герман Степанович Титов.

Герман Степанович Титов (1935—2000) — советский космонавт, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток). Герой Советского Союза (9 августа 1961). Дублёр Юрия Гагарина.




Считается, что помнят всегда только первых. Это неправда, во всяком случае, по отношению к Герману Титову. Он был вторым после Гагарина полетевшим к звездам, но его имя тоже вошло в историю космонавтики.



Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. Отец- Степан Павлович был учителем, писателем, играл на множестве инструментов, рисовал, писал стихи и песни. В военные годы Степан Павлович был на фронте, а его жена Александра с сыном Германом и дочерью Земфирой (дети были названы отцом в честь героев произведений А. С. Пушкина) жили у родителей в коммуне Майское Утро — там Герман учился с первого по третий класс, семилетку он заканчивал в Полковниково, а среднюю школу — в селе Налобиха.



Герман Титов в мальчишеские годы не мечтал стать летчиком. Это уже потом он отвоевал у природы кусочек небесной голубизны и спрятал его в своем сердце. Интерес был к другому. Он смотрел на звезды. В школе увлекся техникой. Самой первой машиной, которая открыла перед Германом свои тайны, был старенький кинопроекционный аппарат. Мальчишка неотступно ходил за киномехаником, приставал до тех пор, пока тот не объяснил устройство аппарата. И скоро Герман сам крутил фильмы в сельском клубе.



Потом его занимал автомобиль, и он не успокоился, пока не научился его водить. Были трактор, радиотехника, долгие бессонные ночи над самодельным приемником, школьный радиоузел и даже маленькая электростанция… Когда в Барнаульском военкомате в 1953 году его спросили, куда он хочет пойти служить, он без колебаний ответил: «В авиацию, в летное училище». На это решение повлияла встреча с военным летчиком, посетившим незадолго до этого школу, – уж больно форма у него была красивая. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), причем закончил с отличием, несмотря на то что его чуть не выгнали с последнего курса за «самоволку». В 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище в г. Новосибирске. Служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26 авиаполк, машины СУ-7).



В 1957 году в поселке Сиверский он встретил свою будущую жену- Тамару Васильевну. «Мы оба участвовали в художественной самодеятельности при Доме офицеров. Я пела, а Герман вел концерты и участвовал в акробатических пирамидах. А познакомились на танцах, куда друзья затащили Германа после полета. Потом встречались в клубе и часто ходили вместе на занятия. В Доме культуры сестра попросила меня показать «моего» Германа и сказала: «Да, красивый!» А я ответила: «Не только красивый, но и умный». Я всю жизнь считала, что он самый лучший, самый умный, самый честный»- вспоминает Тамара Васильевна 24 апреля 1958 года они расписались в Сиверском сельсовете.



Шел 1959 год. Уже появились на орбитах первые советские спутники, все чаще звучало казавшееся еще совсем недавно фантастическим слово «космос». Как вспоминал Герман Степанович, приехала в полк какая-то комиссия и, после рассмотрения множества личных дел, пригласила нескольких летчиков на собеседование. Ему предложили летать на новой технике, а на какой – не сказали. Он согласился. Вскоре вызвали в Москву для медицинского обследования. Многих отсеяли, но Титов прошел. Здесь он понял, что дело серьезное и летать придется на ракетах, а не на самолетах, и задумался… Взял, как сейчас говорят, тайм-аут. Вернулся в полк, оформил отпуск, съездил на родину. По прошествии почти двух месяцев он вернулся в Сиверское – а полка нет… Передислоцировался за границу, а на счет его судьбы распоряжений никаких не осталось.



Тогда Герман вспомнил о предложении, которое получил в Москве, позвонил по известному только ему телефону – и вскоре получил вызов. В 1960 назначен в отряд космонавтов. Разные люди собрались в первом отряде Звездного: разные характеры, несхожие вкусы. В новую среду входили по-разному: кто легко, кто трудно. Титов быстро сходился с людьми. Товарищи любили его за разносторонность и яркость натуры. Он любил музыку, литературу, читал на память главы из «Евгения Онегина», хорошо декламировал Маяковского и Лермонтова, пел, неплохо рисовал, не имел равных в стремительном танце, на гимнастических снарядах и игровых площадках.



До старта они с Юрой шли вровень. 12 апреля Титова объявили дублером Юрия Гагарина. Многие думали, что его специально не пустили в первый, более простой, полет, приберегая для второго, более сложного и продолжительного. 12 апреля Германа, как дублера, одели первым, чтобы Юра Гагарин не так устал и не вспотел в скафандре. И они вдвоем приехали на старт. Когда Юра поднялся на площадку, Герман разделся и пошел на КП к Королёву. И Сергей Павлович сказал ему: «А ты, Герман, не расслабляйся, полетишь следующим. Вот сходи в отпуск и приступай к тренировкам».



Из письма Германа Титова жене: «Родная моя, сегодня был очень трудный день. Из старой «гвардии» остался я один. Помнишь Вовку, парня из Питера? Он потерял сознание на перегрузках, а я выдержал. Знаешь, мне начинает казаться, что я двужильный. Пульс сегодня во время испытаний был чудовищный: 210 ударов в минуту. Я даже начал беспокоиться, как бы мое бедное сердечко не выскочило из груди. Но все обошлось благополучно. Завтра предстоит подъем на высоту, боюсь страшно, но страшно хочется пройти эту комиссию. Сегодня тут были высокие люди «из министерства». Говорили немного об условиях работы, но пока еще ничего конкретного…»



Во время занятий в конструкторском бюро он внес несколько технических предложений, с которыми согласились ученые. Быть может, учитывая все эти качества Титова, когда готовился второй старт и поначалу проигрывался вариант трехвиткового полета, академик Королев настоял на суточном рейсе. Был выбран пилотом второго космического корабля «Восток-2», запущенного в августе 1961. 6- 7 августа 1961 года Герман Титов пробыл в космосе сутки, точнее, 25 часов 18 минут, отсчитав по космическому спидометру 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл». Впервые в космическом полете дала о себе знать болезнь укачивания. Специалисты поняли всю важность устойчивости вестибулярного аппарата и в дальнейшем внесли существенные изменения в методики тренировок.



Несмотря на некомфортное самочувствие, Герман Титов стал первым в мире космическим фотографом. Его снимки Земли из космоса были опубликованы во всех газетах. А когда перед входом в плотные слои атмосферы спускаемый аппарат, как и у Юрия Гагарина, не до конца отделился от приборного отсека, Герману стало не по себе.Парашют раскрылся, но из-за ветра его немного повертело. И тут он увидел, что его несет на железную дорогу, по которой мчится поезд. Но Герман умело управлял парашютом, и сел в 30 метрах от полотна.Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут Саратовской области. Это была новая веха в развитии космонавтики, важный этап в науке.



На момент полёта Герману Титову было без одного месяца 26 лет, благодаря чему он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе. Позже он рассказывал: « На той высоте совершенно по другому мыслишь о своем земном пребывании. Я смотрел на Землю и думал: нам кажется, что она бесконечная, безмерная, безбрежная. А она, оказывается, такая маленькая! И этот голубенький ореол атмосферы — всего лишь тоненькая пленочка. И не дай Бог ее разрушить!»



За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Титову Герману Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11158).



В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в 1972 году — Военную академию Генерального штаба. В 1972—1973 годах — заместитель начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Главного управления космических средств Министерства обороны СССР, в 1973—1979 годах — заместитель, в 1979—1991 годах — первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.





Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Являлся активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин». С октября 1991 года генерал-полковник авиации Г. С. Титов — в запасе. В 1992—1993 годах — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», в 1993—1995 годах — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. С 1999 года — президент Федерации космонавтики РФ.



Жил в Москве. Герман Титов был автором книг «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах». Член КПСС с 1961 года. Баллотировался в первом (1993) и втором (1995) созывах в Государственную Думу от КПРФ. 14 мая 1995 года победил на довыборах в Коломенском округе. Входил во фракцию КПРФ в первом и втором созывах. На протяжении тридцати девяти лет Титов остается самым молодым человеком нашей планеты, побывавшим в космосе. Мечтал он стать и самым пожилым космонавтом и готов был для этого ждать 15 лет. Но не все мечты сбываются.



Скончался от сердечного приступа в парной бане 20 сентября 2000 года.Прощание с Германом Степановичем Титовым состоялось 25 сентября в Культурном центре Вооруженных Сил России имени М.В.Фрунзе. В тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. У него остались жена Тамара Васильевна и две дочери: Татьяна и Галина.



6 августа 2011 года состоялось открытие нового здания мемориального музея Г. С. Титова в с. Полковниково. Мемориальный комплекс включает в себя отреставрированное здание старой Полковниковской семилетней школы, в которой учился будущий космонавт и преподавал его отец, а также новое здание. В нем расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. Общая площадь нового музейного комплекса превышает 1000 квадратных метров.



Названы в честь Титова-

*Почтовый конверт, посвященный Г. С. Титову
*Почтовая марка России, 2010 год



*Кратер на обратной стороне Луны
*Остров в Тонкинском заливе
*Аэропорт города Барнаул
*Пионерские лагеря, улицы и т. п.
*Дворец зрелищ и спорта города Барнаула



*Улицы в Барнауле, Волгограде, Волоколамске, Выборге, Екатеринбурге, Махачкале, Красном Куте (близ места приземления), Липецке, Новосибирске, Пензе, Саранске и других городах России, а также ближнего и дальнего зарубежья (см. Улица Титова)
*В Советском Союзе именем Титова, как и именем других космонавтов, назывались многочисленные пионерские дружины и отряды.



* Лицей № 1 города Краснознаменск
*Детский оздоровительный центр
*Алтайский оптико-лазерный центр
*Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова
*Гуманитарно-эстетическая школа — гимназия № 20 в г. Шымкент, Казахстан.




*МОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова — Московская область, Щелковский район, Щелково-3
*Детский загородный лагерь им. Г. С. Титова — Псковская область, Анохова Губа, 30 км. от Пскова
*Центральная улица города Байконур
*Улица в пос.Конышевка Курской области



*В 2007 г. в честь Германа Титова, в Москве на здании Института космических исследований Российской академии наук была установлена мемориальная доска.
*В июне 2009 г. именем Германа Титова назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии».



" Наше поколение сделало великое дело – и нам сегодня можно с гордостью оглянуться на наши лучшие годы. Благополучие страны, безопасность страны, грамотные люди, высокая национальная культура – это был вклад нашего поколения в историю ХХ века. Энтузиазм, трудовой героизм, патриотизм – для нашего поколения это были не просто звонкие слова. И я уверен, что наши дети и внуки эти свойства души нашего народа не утратят. И былая космическая слава нашей страны возродится! " (из интервью Германа Степановича Титова, которое он дал В.Полетаевой).

 

книги Германа Титова

11.09.2015 в 06:50
Обсудить у себя 1
Комментарии (4)

я в то время была маленькой, но помню как все радовались и праздновали каждый полет, как свой праздник))) Бабушка собирала вырезки из журнала «Огонек» и знала «в лицо» всех космонавтов и их биографии)Спасибо за напоминание))прочитала с интересом.

Интересно...

  У меня есть его книга.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.