Категория: Война,история и мы

Жевательная резинка (история изобретения)

В наше время жевательная резинка – это часть повседневной жизни очень большого количества людей, хотя этот продукт был придуман лишь немногим более ста лет назад.

Заменителями «жвачки» в разные времена были древесная смола, парафин. К примеру, известно, что древние греки жевали смолу дерева мастики, индейцы Майя — chicle (сок дерева саподилла).

   Белые поселенцы переняли эту привычку: они использовали сок сосны и пчелиный воск. Первым примером промышленного производства некоего подобия современной жевательной резинки считается небольшое дело Джон Б. Кёртис (John Bacon Curtis) из штата Мэн по производству сосновой резинки, организованное в 1848 году. Она была не очень популярна, потому что удалить ненужные примеси из сосновой смолы было технологически сложно.

Датой изобретения современной жевательной резинки считается 28 декабря 1869 года, когда Уильямом Финли Сэмплом из штата Огайо был получен патент на жевательную резинку, то есть определенную комбинацию каучука с другими веществами, пригодными для приготовления жевательной резинки. Однако сам Сэмпл никогда не делал жевательную резинку для продажи.

Томасу Адамсу обязаны мы настоящей резиновой жвачкой. Томас Адамс принес в наш мир то, что мы понимаем и представляем как жвачку. Существует две версии ее появления: одни говорят, что генерал Антонио Лопес де Санта Ана привез в Америку привычку жевать смолу саподилового дерева – чикле, и продал Адамсу какую-то часть этого натурального каучука. Адамс сначала хотел пустить чикле на резиновые изделия, игрушки, обувь, но там смола оказалась непригодной.    Продажа парафиновой жвачки в аптеке натолкнула его на блестящую мысль. Он пожевал чикле, оценил свои ощущения (ему понравилось) и вместе со своим старшим сыном Томом решил продавать чикле как жвачку.


 

Другая версия гласит о том, что Адамс за небольшую сумму приобрел тонну каучука, но применения ему не нашел. Тогда Адамс решил поставить опыт: сварил кусочек каучука и разделил его на порции. Результат: хотя резинка не имела вкуса, продажи первой резиновой жвачки «Adams New York № 1» были хорошими.

 

Жвачка«Black Jack» — так называлась первая жвачка со вкусом. Появилась она в 1884 году стараниями того же Адамса. Помимо лакричного вкуса, жвачке придали форму карандашика. «Black Jack», однако, имел и недостатки, и одним из них была нестойкость вкуса. Проблему решил сахар и кукурузный сироп.

В 1970-ых «Black Jack» сняли с производства, но в 1986 году этот сорт снова появился на прилавках. Появилась жвачка «Adams New York № 2», отличавшаяся от первой только большей упаковкой. А название первой фруктовой жвачки (хотя появилась она еще в позапрошлом веке) знакомо нам не понаслышке – «Tutti Frutti». Между прочим, «Tutti Frutti» была первой жвачкой, которую стали продавать через автоматы в нью-йоркском метро.

Какое-то время Адамс был единственным производителем жевательной резинки. Но уже в начале двадцатого столетия довольно большое количество производителей жевательной резинки конкурировали за внимание и почитание потребителей.

Особую роль в продвижении продукта сыграла компания Wrigley’s. История этой транснациональной корпорации берет начало в далеком 1891 г., когда весьма успешный продавец мыла Уильям Ригли обратил внимание на то, что покупатели приходят в его магазин не столько из-за мыла, сколько из-за двух пластинок жевательной резинки, прилагавшихся к покупке.

Уильям Ригли усовершенствовал техническую сторону процесса и стал выпускать небезызвестную сегодня «Wrigley`s Spearmint». Это было в 1892 году, а уже через год мир увидел и «Wrigley`s Juicy Fruit». Эти сорта по сей день находятся на вершине продаж. Секрет успеха Ригли заключался в дополнительных компонентах: сахарная пудра, мята, фруктовые добавки. А еще Ригли сделал жвачку такой, какой мы привыкли ее видеть: в форме пластинки, палочки и шарика.

Так из продавца мыла Wrigley быстро переквалифицировался в производителя знаменитой жевательной резинки.

Сосновые жвачки, парафин и т.п. не удовлетворяли спрос потребителя в должной мере, потому что обладали низкими вкусовыми качествами. К тому же, отсутствовали необходимые технологии для переработки, к примеру, смолы.

Отсутствие технологий послужило определенным барьером и для производства собственно каучуковой жевательной резинки: не было технологий массового производства подобного вида продуктов, не было большого опыта работы с каучуком. Во многом поэтому, после регистрации патента прошло довольно много времени, прежде чем жевательная резинка поступила в продажу.

Практически с момента изобретения жевательной резинки производители пытались всячески ее модернизировать.

В 1871 году Адамс добавил экстракт лакричника для улучшения вкуса и запаха. В дальнейшем производители начали использовать различные добавки.

В 1880 году аптекарь Джон Колган улучшил аромат жевательной резинки: он смешал ароматизатор с сахаром прежде, чем сахар был добавлен в каучуковую основу. Это сделало вкус жвачки более устойчивым.

В начале 20 века компания Биман выпустила на рынок жевательную резинку с пепсином, помогающую при расстройстве желудка.

Жевательная резинка того времени не была такой упругой, не растягивалась, имела один цвет – белый, и не надувалась. Удовольствия от ее жевания, должно быть, было немного. Над проблемой надувания работал Фрэнк Флиер, имевший свою компанию «Fleer Companу». Флиер начал использовать синтетические вещества, и это помогло приблизить эру жевательных резиновых шаров. Любимая нами синтетика позволила надувать пузыри, а жвачка, способная на это, получила название «Blibber-Blubber». Тогда же компания Франка Х. Флиера начала продавать резинки, покрытые леденцом.

1906 год – год рождения резиновых пузырей… Резиновые пузыри оказались коварны. Их липкость была настолько высокой, что отодрать резинку с лица или губ было очень затруднительно, поэтому «Blibber-Blubber» особенного успеха у покупателей не имела. Проблема излишней липкости была решена через 15 лет неким Уолтером Даймером, причем совершенно случайно. Бухгалтер «Fleer Corporation» развлекался смешиванием разных ингредиентов в домашней лаборатории, результаты своих трудов клал в рот и пробовал жевать.
И вот однажды – та-ра-ра-рам! – получил жевательную резинку, которая не прилипала, не портилась на воздухе и надувалась. Надувающуюся разновидность жвачки назвали «баббл гам» (bubble gum). Теперь основные проблемы были решены, дело оставалось за малым – придать новый вкус и цвет. Ароматизаторы перечной мяты, корицы, ванили решили первую задачу. А цвет, как и появление жвачки, определился волей случая: на фабрике был в наличии только розовый пищевой краситель… Стоит ли говорить, что возможность надувания «беспроблемных» пузырей вызвала ажиотаж у покупателей.

Однако новая продукция bubble gum потребовала от покупателей и новых умений – умений надувать пузыри. Тогда этим вопросом занялся сам Уолтер Даймер, уже ставший вице-президентом компании. Он предложил учить продавцов, чтобы продавцы учили покупателей.

    Мало кто знает, но вкладыши в жевательной резинке сначала продавались с… сигаретами. Но вот наступили 1930-ые, и Уильям Ригли (честь ему и хвала!) придумал новый маркетинговый ход: изображения бейсболистов и героев комиксов «перекочевали» в упаковку жвачки. Тираж картинок был небольшим, поэтому за ними стали охотиться появившиеся коллекционеры. Бум такого собирательства пришелся на 1980-90-ые годы.

Интересно, что распространению мятной жвачки в Америке способствовало правительство, а точнее — введенный им в 1920-ых годах «сухой закон». В годы те годы производители начали добавлять гвоздику или мяту в жевательную резинку для освежения дыхания. Даже бутлегеры продавали своим клиентам жевательную резинку, чтобы те, если не дай бог задержат полицейские, не могли дать последним основания для ареста или наказания.

1980-ые годы ознаменовались ликованием стоматологов: в жвачку перестали добавлять разрушающий сахар, используя вместо него заменитель. Такие жвачки способствовали лучшей защите зубов и полости рта. Франг Киннинг первым разработал «зубную резину» — «Dentyne», защищающую зубы.

Вообще дантисты с самого начала повального жевания выдвигали самые разные идеи относительно вреда резинки. Среди самых забавных можно выделить мифы о том, что жвачка может склеить челюсти, склеить внутренние органы (!) и ее невозможно очистить с помощью зубной щетки с брекетов и скобок, поэтому несчастным, имеющим во рту такую конструкцию, жевать категорически запрещается.

В Сингапуре жвачка 12 лет находилась под государственным запретом, который ввел премьер-министр Го Чок Тонг, объяснив эту меру заботой о чистоте городов. Наказанием за подпольное распространение жвачки в лучшем случае был большой штраф, в худшем – тюремное заключение до двух лет. Даже сейчас в этой стране можно купить только антиникотиновую жвачку.

Со временем нашлось и множество практических применений жевательной резинки.

   Во-пеосрвых, производители догадались, что, обогащенная гвоздичным или мятным ароматом, резинка может освежить дыхание. Это свойство резинки весьма успешно использовали в Америке во времена Сухого закона петители подпольных рюмочных, опасавшиеся встречи с полицейскими.

Во-вторых, выяснилось, что жевание способствует развитию жевательного аппарата. Некоторые боксеры, уверовав в неограниченные возможности жвачки как спортивного тренажера, включали в свои тренировки пережевывание большого количества резины. Они считал и, что это поможет держать во время боя мощные удары в челюсть.

В-третьих, в результате проведенных исследований оказалось, что жевательная резинка без сахара Orbit за счет стимуляции слюноотделения может использоваться как средство гигиены полости рта и способствует снижению риска возникновения кариеса.

В-четвертых, жевательная резинка используется как терапевтическое средство при недостатке слюноотделения — ксеростомии различного происхождения.

В-пятых, было научно доказано, что жевание резинки помогает снять стресс. В связи с этим интенданты американской армии начали включать жевательную резинку в ежедневный солдатский паек. И, наверное, неслучайно потребление жвачки среди военных во время Второй Мировой войны оказалось в шесть раз выше, чем в мирное время.
Смекалистые американские солдаты находили множество применений для использованной жевательной резинки. Ею заклеивали пробитые шины джипов и спасательные плоты. В солдатском кармане обязательно лежала упаковка Orbit.

Резинку жуют во время полета на самолете — чтобы не закладывало уши, в автобусе — чтобы не укачивало. С помощью кусочка жвачки можно сделать экстренный ремонт лопнувшего во время дождя ботинка, очистить насечку напильника, собрать мелкие осколки стекла. Можно приклеить на дверь записочку. Химик фирмы ЗМ Артур Фрай, взяв за основу этот принцип, в1974 году придумал знаменитые «желтые листы» — post-it.

Помимо практических, резинка приобрела и множество сверхчувственных, гуманитарных качеств. Немногие отдают себе отчет, что покупают жевательную резинку не просто, чтобы пожевать резину. Жевательная резинка стала одним из тех продуктов, которые расширили понятие «потребление» и наполнили его новым содержанием, придав ему ярко выраженный знаковый характер.

   Есть архетип (то есть первичный образ, оригинал, общечеловеческий символ) мужественного человека, и одна из его составляющих — крепко стиснутые зубы. Это признак предельной собранности воли. Стиснув зубы, словно превращаешься в сжатую, но постоянно готовую распрямиться пружину, и тебе все нипочем. Достичь этого состояния и помогает жевательная резинка: в этом случае она выступает подручным средством для того, чтобы «сделать себя». Поэтому, наверное, со ртом, набитым резиной, так легко преодолеть или скрыть стеснительность в незнакомом обществе. При этом в определенной степени она выступает и в качестве защитной прокладки между зубами: теперь их можно стискивать сколько угодно раз, не опасаясь за их сохранность.

Символическое значение жевательной резинки и сих пор во многом определяет объемы продаж этого продукта во всем мире. И все же в наибольшей степени сверхчувственные свойства резинки проявили себя в Советском Союзе.

Удивительно, как быстро кончился век и как много в нем успело произойти! Как много мимолетных увлечений человечества успело родиться и уйти в небытие. Нюхательный табак и хула-хуп, кубик Рубика и банджи-дамп, пятнашки и русская рулетка — все промелькнуло, оставив лишь ностальгические воспоминания. И только старая добрая жевательная резинка до сих пор не утратила к себе интерес непостоянного и ветреного потребителя.

27.12.2014 в 17:45
Обсудить у себя 2
Комментарии (1)

Спасиб))

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.