Категория: Война,история и мы

Сергей Юльевич Витте

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849 — 1915), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. — директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по 1903 г. — министр финансов, с августа 1903 г. — председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. — глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

+ + +

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу — переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).


Посвятил себя железнодорожной деятельности

Витте Сергей Юлиевич — род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте посвятил себя железнодорожной деятельности. Вступив на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных ж. д., В. вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли H. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога, ответственная должность начальника движения, на которую он был назначен и которую ему пришлось нести в продолжение всей последней турецкой войны, упрочила за ним репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. С. Ю. перешел на службу в Петербург, где занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах известной железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, по поручению которого он был составителем одного из томов «Трудов Комиссии» («История и деятельность съездов представителей русских железных дорог»). С 1886 по 1888 г. В. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике ЮгоЗападными дорогами в 1880 г., по инициативе В. Когда при министерстве финансов, в 1888 г., образованы были новые тарифные учреждения, В. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в феврале 1892 г. призван к управлению министерством путей сообщения.

В литературе С. Ю. Витте получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных газетах и журналах («Москв. Ведом. », «Русь», «Инженер», «Заря», «Киевлянин», «Невское слово»), так и по сочинению его: «Принципы железнодорожных тарифов» (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданной отдельною брошюрой в 1888 г. (Киев). 

Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Одна встреча со Столыпиным

Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит.

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)


«Угождал и нашим, и вашим»

«Сегодня рано утром умер С. Ю. Витте, проболев всего 36 часов, кто говорит — от воспаления среднего уха и менингита, кто — от рака предстательной железы (?). В его лице сошла со сцены одна из самых крупных исторических личностей нашего времени. Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

28 февраля 1915 г.

С.Ю. Витте на страницах дневника И.И. Толстого (1906-1915 гг.). Составители Л. И. Толстая, Б. В. Ананьич (Санкт-Петербург)

Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. — М.: Наука, 1992. — N 3. — 224 с.


Другие биографические материалы:

Коцюбинский Д.А., Лукоянов И.В. С. Витте и Г. Распутин (Дневник Распутина).

Граф, государственный деятель (Материалы сайта Большая энциклопедия русского народа).

Из голландских выходцев (Я.В.Глинка, Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания).

Шикман А.П. Воспитывался у дяди-славянофила (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.).

Трусова М.Е. Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте? (История России в вопросах и ответах.).

Документы эпохи, сочинения Витте, литература, справочники.

 


Сергей Юльевич Витте вошел в историю — как сказали бы сегодня — как эффективный менеджер. Еще в самом начале своей карьеры, после неудачи на ниве науки, он специализировался в коммерческой области железнодорожного дела. Находясь на должности министра путей сообщения, Витте повысил рентабельность промышленности и транспорта. Озирая биографию этого государственного деятеля, можно признать: развивая коммерческий транспорт, современные предприниматели продолжают дело, начатое Витте.

27.06.2014 в 08:45
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: