Категория: Война,история и мы

Вице-адмирал Головнин Василий Михайлович (1776 - 1831)

Один из первых русских военных моряков, совершивших кругосветное путешествие – вице-адмирал Головнин Василий Михайлович. Он был мореплавателем и ученым, историком и географом, экономистом и лингвистом, кораблестроителем и навигатором, этнографом и теоретиком ВМФ, философом и литератором, государственным и общественным деятелем. Обладал аналитическим умом, целеустремленностью и несгибаемой волей в достижении поставленной цели.


 

Родился Василий Михайлович 8 апреля 1776 года в Рязанской губернии, в селе Гулынки, Пронского уезда (ныне Старожиловского района). Дворянский род Головниных не очень богат, но знатен своим служением России. В хранящемся в Государственном архиве Рязанской области деле дворянского рода Головниных, находятся три наградных грамоты, полученные за ратные дела, еще дедом путешественника от Императрицы Елизаветы Петровны. Отец – Михаил Васильевич, был отставным капитаном Лейб-гвардии Преображенского полка. Мать – Александра Ивановна, – дочь капитана того же полка Вердеревского. Ее род был очень знатен. Александра Ивановна была наследницей по прямой линии Ивана-Салахмира Мирославовича и княжны Анастасии Ивановны, родной сестры Великого князя Олега Рязанского. Имение в Гулынках принадлежало именно ей. Род Головниных берет начало от Рюриков. Он насчитывает 500 имен. Большая часть из рода верой и правдой служила России. Свыше 40 человек стали моряками.

Мальчик воспитывался как будущий воин. После внезапной смерти родителей в 1785 году, опекунами девятилетнего Василия стали дальние родственники – Наталья Ивановна Бахметьева и ее брат Дмитрий Иванович Маслов. Бахметьевы были потомственными моряками, это и определило дальнейшую судьбу Василия Михайловича.

В 1788 году сержант Лейб-гвардии Преображенского полка Василий Головнин был переаттестован кадетом и принят в Морской кадетский корпус.

В четырнадцать Василий Головнин,
Игрушки позабыв и пух перины
В морских боях, как истый дворянин,
Уже произвёден в гардемарины.
 И парусник его «Не тронь меня»
Запомнил, как отважного «салагу»
За подвиг наградили от царя
Медалью золотою «За отвагу».
 Е.Трушина из стихотворения «Вперед, Россия!»

Обучение было закончено в 1792 году, но, из-за юного возраста, выпуск из корпуса был отложен на год, и это несмотря на то, что Головнин уже имел за плечами участие в двух морских сражениях со шведами и за отвагу и храбрость был награжден медалью. После выпуска Головнин 8 лет служил на море, участвовал в походах и боевых действиях русского флота.

В 1802 году, в числе наиболее подготовленных офицеров, был направлен в Англию, где знакомился с организацией и тактикой английского флота. Бывал в Атлантике и ходил в Индию, участвовал в сражениях под руководством адмирала Нельсона.

По возвращении на родину, в 1806 году, сразу же был назначен капитаном военного корабля, шлюпа «Диана», предназначенного для конвоирования судна Российско-Американской компании (РАК) «Нева» к берегам Русской Америки. Кроме охраны торгового судна, Головнину была поставлена задача: доставить морские снаряды в порт Охотск и подробно описать земли и острова, не отмеченные на карте, определить их координаты, промерить глубины, собрать сведения о море и о господствующих ветрах. Эти работы должны были быть произведены между Северо-Восточной Азией и Северо-Западной Америкой. Но очень быстро планы изменились: «Диана» была переделана в шлюп из обычного лесовоза и потому требовала значительных переделок. Плавание с «Невой» не состоялось. С задержкой почти на год от плана лейтенант Головнин вывел свой шлюп в море. После совместного похода Крузенштерна и Лисянского на «Надежде» и «Неве» Головнин должен был совершить третью русскую кругосветку – задание трудное и почётное.

25 июля 1807 года началось плавание, но выйти из европейских морей удалось только к 1 ноября – англичане воевали с датчанами. Корабль сразу попал в сильнейший шторм, половина гребной винт был поврежден. К тому же наступил период штилей. Только к 19 января 1808 года удалось обогнуть мыс Горн, но сильные штормовые встречные ветра не дали возможность выйти в Тихий океан. После двух недель безнадежной борьбы со стихией, Головнин решил пройти к Камчатке через Индийский океан, предварительно представив отдых экипажу в порту Симонс-бае (Кейптаун, Африка).

21 апреля, при заходе в порт Симонс-бае судно было арестовано, так как в это время начался конфликт России и Англии. Почти 13 месяцев «Диана» простояла в окружении кораблей неприятеля. 15 мая 1809 года, ночью, при шквалистом ветре, Головнин приказал матросам рубить канаты, и «Диана» ушла из плена. Корабль ушел в самые южные широты и при сильных ветрах прошел 6000 миль, выдержав сильнейший трехдневный шторм, чудом не разбился о каменные рифы.

Штормовой побег шлюпа «Диана» из английского плена

25 сентября 1809 года, через 2 года и 2 месяца после отплытия, экипаж прибыл в Петропавловский порт на Камчатке. В ту же осень он ходил в Ново-Архангельск на острове Ситхе. Весь 1910 год команда провела на Камчатке.

В 1811 году Головнин получил задание обследовать Курильские и Шантарские острова. В начале июля 1811 г. Головнин с членами команды (мичманом Муром, штурманом Хлебниковым, матросами Васильевым, Макаровым, Симоновым, Шкаевым и толмачом Алексеем) сошел на берег острова Кунашир, чтобы выяснить возможность пополнения запасов пресной воды. Их окружили японские стражники и пленили.

На шлюпе «Диана» взял на себя командование старший офицер — лейтенант П. Рикорд. Он попытался подойти поближе к берегу, чтобы высадить десант моряков, но судну помешало мелководье. К тому же японские батареи открыли огонь по «Диане». Рикорд понял, что силы неравны, принял решение идти в порт Охотск. Прибыв затем в Иркутск — столицу Восточной Сибири, Рикорд послал губернатору Санкт-Петербурга и морским властям прошение об организации экспедиции на остров Кунашир, чтобы вызволить из плена Головнина и шестерых моряков.

Шлюп «Диана» у берегов Японии

Весной 1812 г. Рикорд начал спешно готовиться к плаванию, в его распоряжение были выделены транспорт «Павел» и бриг «Зотик». Кроме того, Рикорд рассчитывал помимо мирных переговоров произвести обмен японских рыбаков на русских пленных. На борту «Дианы» находилось шесть японцев с судов, ранее потерпевших крушение у берегов Камчатки. Однако обстоятельства сильно изменились. В районе острова Кунашир «Диана» встретила японское судно «Кансэ-мару». По приказу Рикорда судно спустило паруса и легло в дрейф, а шкипер был доставлен на борт «Дианы». Хозяином «Кансэ-мару» оказался Такатая Кахэй — купец и рыбопромышленник с острова Хоккайдо. Из беседы с японцем Рикорд понял, что Такатая Кахэй — влиятельный человек и благодаря его репутации можно освободить Головнина с товарищами из плена. Так оно и произошло: 1 октября 1813 г. — этот день навсегда остался в памяти Головнина — по повелению японского правительства пленным русским морякам была дарована свобода. Два года, два месяца и двадцать шесть дней находился в плену командир шлюпа «Диана» капитан-лейтенант Головнин.

В 1814 году Головнин вернулся в Кронштадт. О своих путешествиях Василий Михайлович написал книгу «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811,1812,1813гг. с приобщением замечаний его о Японском государстве и народе. Книга вызвали огромный интерес в России и за рубежом. «Записки» Головнина – труд не только научный, географический, но и политический: пребывание в плену и освобождение его из плена во многом определило дальнейший ход русско-японских отношений. Наконец, эта книга – прекрасная литература: Головнин проявил незаурядные писательские способности. После выхода «Записок» он становится человеком весьма популярным, избирается почётным членом Вольного общества любителей российской словесности. За научные исследования в ходе этой экспедиции В.М. Головнин был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

 


Города-побратимы Кронштадт и Госики украсились родственными скульптурными композициями «Пётр Рикорд и Такатая Кахи в Петропавловске-Камчатском обсуждают пути освобождения Головнина»

Карта Сахалинского моря с описью южных курильских островов, сделанная на шлюпе «Диана» в 1811 году под командою капитана Головнина, а потом в 1812 и 1813 годах, на том же шлюпе под командою капитана Рикорда

В 1816 году Василий Головнин получил предложение возглавить экспедицию на шлюпе «Камчатка». Корабль должен был доставить военные грузы в Петропавловск, а затем провести ревизии владений и деятельности РАК. Кроме того, планировалось сделать описание северо-западного побережья Америки от 60° до 63° с.ш.

В.М. Головнин осуществляет наконец главную мечту жизни – кругосветное плавание, ведь на «Диане» кругосветка осталась из-за пленения незавершенной. Если назначение на «Диану» – проявление доверия к молодости, то назначение на «Камчатку» – признание бесспорных заслуг зрелости.

26 августа 1817 года «Камчатка» вышла из Кронштадта и направилось в Атлантику. При проходе через Ревельскую губу, В.М. Головнин организовал спасательные работы галиота «Яхта», в шторм потерявшего мачты и погибшего бы, в бурном море, если бы не подоспевшая помощь. 23 октября кораблем был пересечен экватор. 22 ноября, после отдыха в Рио-де-Жанейро, «Камчатка» пошла в направление мыса Горн и, после его прохода, посетила 8 февраля порт Кальяо (Перу). Затем были пройдены Маркизские и Гавайские остров, 3 мая 1818 года шлюп Головнина прибыл в Петропавловский порт на Камчатке.

Выполняя работы по описанию берегов Америки, В.М. Головнин прошел через Алеутские острова, заходил на остров Кадьяк, в Ново-Архангельск, Форт-Росс. Ревизия владений РАК была проведена в 22-х пунктах, в том числе в Павловской гавани, гавани Трех Святителей, в Игатском, Алитакском, Малиновском проливах, на островах Укамоке, Еврошечьем и других. Была произведена перепись населения на 25 островах, описаны миссии, коренное население по полу, количество скота на островах, размеры урожаев зерновых и т.п. Во второй половине августа 1818 года путешественник совершил плавание к берегам Калифорнии, где составил подробное описание этой страны, ее естественных богатств, социального строя и климатических условий. В октябре отправился на Гавайские острова, где описал экономику, культуру и обычаи местного населения. В декабре – посетил Филиппины. Пройдя через Зондский пролив, через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, пройдя Атлантику, 5 сентября 1819 года В.М. Головнин прибыл в Кронштадт.

Так закончилось его второе кругосветное путешествие, которое длилось два года и десять дней. Участие в нем, вместе с В.М. Головниным, принимали будущие кругосветные мореплаватели Федор Литке, барон Фердинанд Врангель, Никандр Филатов, Федор Кутыгин, Феопент Лутковский, штурман Григорий Никифоров, будущий главный правитель колоний Российской – Американской компании лейтенант Матвей Муравьев. Головнин воспитал прекрасных моряков, чьи имена навечно вписаны в карты мира. Долгие годы сама личность его была примером для всех русских мореплавателей. Вот как описывает своего наставника Федор Петрович Литке: «В его глазах все были равны… Ни малейшего ни с кем сближения… Все его очень боялись, но вместе и уважали, за чувство долга, честность и благородство… Его система была думать только о существе дела, не обращая никакого внимания на наружность… Щегольства у нас никакого не было ни в вооружении, ни в работах, но люди знали отлично своё дело, все марсовые были в то же время и рулевыми, менялись через склянку и все воротились домой здоровее, чем пошли… Я думаю, что наша «Камчатка» представляла в этом отношении странный контраст не только с позднейшими николаевскими судами, но даже с современными своими. После того, что я сказал о характере нашего капитана, излишне упоминать, что на «Качатке» соблюдалась строгая дисциплина. Капитан первый показал пример строгого соблюдения своих обязанностей. Ни малейшего послабления ни себе, ни другим. В море он никогда не раздевался. Мне случалось даже на якоре, приходя рано утром за приказаниями, находить его спящим в креслах, в полном одеянии».


Карта плаваний В.М. Головнина на шлюпах «Диана» и «Камчатка»

В 1819 году путешественник пишет книгу «Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершённое под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1811 годах».

В последующем Василий Михайлович был генерал-интендантом флота, руководил департаментами кораблестроительным, комиссариатским и артиллерийским. За время 8-летнего управления Головниным интендантской частью на флоте (1823—1831) было построено 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 2 шлюпа, 10 пароходов (первых в России) и многих других мелких судов общим количеством свыше 200.

Свод военно-морских сигналов для дневного и ночного времени, разработанный Головниным, используется и поныне.

В декабре 1830 года Головнин был произведён в вице-адмиралы.

Он работал до последнего дня. 29 июня 1831 года, несмотря на то, что вся петербургская жизнь была парализована страшной эпидемией холеры – многие бежали из столицы или сидели, запершись дома, – он отправился на службу. Когда его привезли домой, он не мог встать. Умер в тот же день, похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.

Именем В.И. Головнина названы следующие географические места и объекты:
• посёлок и порт Головнино на острове Кунашир,
• гора Головнина — на Камчатке,
• вулкан Головнина,
• река Головнина,
• пролив Головнина — в средней части Большой Курильской гряды между островами Райкоке и Матуа,
• памятник в городе Порт-Вила (столица республики Вануату),
• гора Головнина — на Новой Земле,
• самолет Аэрофлота аэробус А-319 В. Головнин, бортовой номер VQBBD,
• Дизель-электроход «Василий Головнин» Открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство», залив, лагуна и город, находящийся на мысе между ними на полуострове Сьюард, Аляска, США — с течением времени название города потеряло одну н, в отличие от названий залива и лагуны,
• улица Головнина в р.п. Старожилово Старожиловского района Рязанской области,
• МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 имени вице-адмирала В. М. Головнина» г. Рязань (2012 г.).

Памятники В.М. Головнину

Двухсотлетие первых контактов Республики Вануату с Россией праздновали в небольшом островном государстве Тихого Океана Вануату. История отношений двух стран начинается с того момента, как в 1809 году российский шлюп «Диана» под командованием прославленного адмирала Василия Головнина прибыл в Порт-Резолюшен на острове Тана (современная Республика Вануату).

Увековечить столь памятное событие в истории двух государств было решено открытием памятника Василию Головнину, который по праву теперь украшает центр столицы Порт-Вила. Муниципалитет города выделил для этого самое красивое место на берегу залива, где на двухметровом пьедестале установлен бронзовый бюст мореплавателя, чье имя выбито на камне на четырех языках: русском, бислама, английском и французском.

Автором памятника Головнину стал российский скульптор, народный художник РФ Николай Селиванов. Эту свою последнюю работу он выполнил совместно с сыном Василием Селивановым на одном энтузиазме. Памятник был создан на пожертвования. Идея проведения юбилейных торжеств принадлежит сыну русских иммигрантов, художнику и коллекционеру Николаю Мишутушкину, который уже почти полвека живет и работает на Вануату. Его инициативу поддержали в Посольстве России в Австралии. Более того, благодаря непосредственному участию Николая Мишутушкина и его компаньона Алоя Пилико в свет вышла серия юбилейных марок, на которых изображен адмирал Головнин и шлюп «Диана».

Свое путешествие на острова Вануату, которые впоследствии стали судьбоносными в истории отношений двух таких разных в плане культуры, традиций, языка, географической отдаленности стран, Василий Головнин описал в книге «Путешествие русского военного шлюпа «Диана» в 1807, 1808 и 1809 годах». Она была опубликована в 1819 году и моментально стала популярной.

 

В память о великом русском мореплавателе В.М. Головнине в г. Южно-Сахалинске установлен бюст Василия Михайловича в сквере на пересечении ул. Сахалинской и ул. Крюкова в 1982г. Скульпторы Р. Муродян и В. Клочков.


В России бюст-памятник В.М. Головнину в Южно-Сахалинске

Василий Михайлович Головнин, будучи в плену в Японии, вызывал своей мудростью, высоким профессионализмом, честью и достоинством уважение противников. Он первым описал для европейцев Японию начала XIX века.

21 августа 1996 г. в японском городе Госики-тё на острове Авадзи(сима) в горловине Осакского залива на восьмитонном каменном монолите, доставленном с острова Кунашир, был установлен бронзовый памятник русскому адмиралу В. Головнину и японскому купцу Такатая Кахэй, много сделавшему для того, чтобы Василий Михайлович вернулся домой из плена.

Такадай Кахэй — уроженец Госики-тё, нынешнего Сумото — приложил много усилий для мирного разрешения «инцидента Головнина». Тогда капитан шлюпа «Диана» Головнин и его спутники провели в японском плену около двух лет. С российской стороны вызволением Головнина занимался его старший помощник Петр Рикорд. Сумото и Кронштадт (откуда Головнин отправился в экспедицию) стали побратимами. Скульпторы памятника С. Михеев и Ю. Воловиков.

Памятник В.М. Головнину в Японии

 

 

 

 

 

В поселке Старожилово Рязанской области 7 сентября 2006 года открыт памятник вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину. Памятник установлен на огромном пустыре в самом начале улицы Головнина, при въезде в поселок со стороны станции. Прославленный моряк стоит в полный рост, без головного убора, с подзорной трубой, опираясь правой рукой на «нактоуз» (один из корабельных приборов). На постаменте выбиты слова: «Вице-адмирал Головнин Василий Михайлович». Высота памятника — 7 метров. Его передняя нижняя часть выполнена в виде корабельной палубы, выложенной мраморной плиткой. Вся площадь перед памятником также выложена черной, белой и красной плиткой, изображающей море, к которому тянутся асфальтированные дорожки. Вдоль их высажены цветы, растут березы и липы.

 

Памятник В.М. Головнину в пос. Старожилово Рязанской области

 

 

 

 

http://modernlib.ru/books/golovnin_vasiliy_mihaylovic.. «В плену у японцев»
http://militera.lib.ru/explo/golovnin_vm3/pre1.html

 

19.04.2016 в 06:44
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: