Категория: Война,история и мы

Водопьянов Михаил Васильевич – лётчик Полярной авиации.



Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Студёнка (ныне – в черте города Липецк). Русский. Работал на аэродроме в Липецке подвозчиком авиатоплива.

В армии с 1919 года. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей, с 1920 года – помощник шофёра, с 1921 года – шофёр. Участвовал в Гражданской войне.

После окончания войны демобилизован и приехал в Москву, работал грузчиком, учился. С 1925 года – авиационный моторист, затем бортмеханик.

В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта», в 1929 году – Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика «Добролёта» участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский. Член ВКП(б) с 1934 года.

Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В.Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).




В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Водопьянову Михаилу Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М.В.Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» №6.

В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда, доставившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию. Впервые в мире 21 мая 1937 года произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса. За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.

Комбриг М.В. Водопьянов — участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года, командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии.

Продолжал совершать боевые вылеты как командир корабля в составе 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, затем был в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

С 1946 года генерал-майор авиации М.В.Водопьянов – в отставке. В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения). Участвовал в исследованиях Арктики и в 1950-е годы.

Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Генерал-майор авиации (30.04.1943). Награждён 4 орденами Ленина (20.04.1934; 27.06.1937; 6.11.1945; 6.12.1949), 4 орденами Красного Знамени (11.04.1940; 20.02.1942; 3.11.1944; 14.01.1952), орденом Отечественной войны 1-й степени (13.07.1945), медалью «За боевые заслуги» (28.10.1967), другими медалями.

В Москве именем Героя названа улица, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Севастополе именем М.В.Водопьянова назван спуск.

Сочинения:
Рассказ о моей жизни. 2-е изд. м., 1937;
Полёты. М., 1937;
Мечта пилота. М., 1937;
Путь лётчика. М., 1953;
Валерий Чкалов. М., 1954;
На крыльях в Арктику. М., 1954;
Полярный лётчик. М., 1969;
Друзья в небе. 2-е изд. М., 1971;
Небо начинается с земли. М., 1976;
Повесть о первых героях. 2-е изд. М., 1980
и другие.

 

www.litmir.net/a/?id=4807

Кто такой Михаил Водопьянов? Одна жизнь, две войны planetavvs.ru/wp-content olymp.aviaschool.net Водопьянов – летчик полярной авиации planetavvs.ru/wp-content Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили Михаила Водопьянова. Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях. Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета. 21 мая 1937 года впервые в мире Водопьянов посадил 4-моторный самолет на Северном полюсе и высадил там группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало. В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени. И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка. 21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны. Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился приказу, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ночью ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин». М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя. И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель – Берлин. До столицы фашистской Германии долетело шесть самолетов: один из-за поломки упал почти сразу после взлета, одного сбили по ошибке свои зенитчики, а еще два не долетели до цели, отбомбились на запасных и вернулись. Долетевшие выполнили задачу на «отлично». Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим. Произошла и вторая встреча со Сталиным, только теперь Водопьянова вызвали на «ковер». Верховному не понравилось, что бомбардировка Берлина сопровождалась такими потерями самолетов и летного состава. Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало. Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника. В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие. В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации. Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными. В 1946 году, выйдя в отставку, Водопьянов тут же вернулся в полярную авиацию. Активное участие он принял в организации в 1948 году научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено. М. Водопьянов летал до 55 лет, что было абсолютным рекордом в то время. «Иконостасу» на его груди могли позавидовать многие генералы: Золотая Звезда, 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и много медалей. Еще в больнице, после катастрофы над Байкалом, он начал писать. Из-под его пера вышли десятки книг: «Полеты», «Мечта пилота», «От сохи до самолета», «На крыльях в Арктику» и другие. Помнится, в детстве я зачитывался ими. Две его пьесы долго шли в театрах. М. Водопьянов был членом Союза писателей СССР. Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей, некоторые из них пошли по его стопам. В 78 лет в интервью он сказал: «Годика два еще поживу». Обещание он исполнил, умер через два года – 11 августа 1980 года. Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое. Вот такой он был – человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.

Автор: Владимир Жестков
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-68281/
© Shkolazhizni.ruКто такой Михаил Водопьянов? Одна жизнь, две войны planetavvs.ru/wp-content olymp.aviaschool.net Водопьянов – летчик полярной авиации planetavvs.ru/wp-content Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили Михаила Водопьянова. Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях. Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета. 21 мая 1937 года впервые в мире Водопьянов посадил 4-моторный самолет на Северном полюсе и высадил там группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало. В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени. И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка. 21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны. Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился приказу, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ночью ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин». М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя. И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель – Берлин. До столицы фашистской Германии долетело шесть самолетов: один из-за поломки упал почти сразу после взлета, одного сбили по ошибке свои зенитчики, а еще два не долетели до цели, отбомбились на запасных и вернулись. Долетевшие выполнили задачу на «отлично». Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим. Произошла и вторая встреча со Сталиным, только теперь Водопьянова вызвали на «ковер». Верховному не понравилось, что бомбардировка Берлина сопровождалась такими потерями самолетов и летного состава. Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало. Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника. В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие. В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации. Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными. В 1946 году, выйдя в отставку, Водопьянов тут же вернулся в полярную авиацию. Активное участие он принял в организации в 1948 году научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено. М. Водопьянов летал до 55 лет, что было абсолютным рекордом в то время. «Иконостасу» на его груди могли позавидовать многие генералы: Золотая Звезда, 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и много медалей. Еще в больнице, после катастрофы над Байкалом, он начал писать. Из-под его пера вышли десятки книг: «Полеты», «Мечта пилота», «От сохи до самолета», «На крыльях в Арктику» и другие. Помнится, в детстве я зачитывался ими. Две его пьесы долго шли в театрах. М. Водопьянов был членом Союза писателей СССР. Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей, некоторые из них пошли по его стопам. В 78 лет в интервью он сказал: «Годика два еще поживу». Обещание он исполнил, умер через два года – 11 августа 1980 года. Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое. Вот такой он был – человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.

Автор: Владимир Жестков
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-68281/
© Shkolazhizni.ruКто такой Михаил Водопьянов? Одна жизнь, две войны planetavvs.ru/wp-content olymp.aviaschool.net Водопьянов – летчик полярной авиации planetavvs.ru/wp-content Идею высадить человека на Северном полюсе без переходов на собачьих упряжках или лыжах удалось осуществить после того, как в 1935 году в СССР было создано Управление полярной авиации, куда пригласили Михаила Водопьянова. Ему предложили облететь Землю Франца-Иосифа и провести ледовую разведку в Карском и Баренцовом морях. Трижды в течение двух сезонов летал Водопьянов через самый северный в мире архипелаг в сторону полюса, прежде чем не уверился в возможности посадить самолет на макушку земли. Было много противников этой затеи, считавших, что льды в районе полюса не выдержат веса самолета. 21 мая 1937 года впервые в мире Водопьянов посадил 4-моторный самолет на Северном полюсе и высадил там группу зимовщиков, организовавших первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало. В предвоенные годы Водопьянов продолжает летать в Заполярье. На войну с Финляндией он уходит добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени. И вновь он летает на Севере. Для проводки судов по Северному морскому пути требуется постоянная ледовая разведка. 21 июня 1941 года самолет под командованием Водопьянова вылетел на очередную разведку. Полет был очень продолжительным, 25 часов они находились в воздухе, а когда сели, узнали о начале войны. Весь экипаж тут же написал заявления об отправке на фронт, но им отказали, нужно было бесперебойное снабжение армии по Северному морскому пути, что невозможно без ледовой авиационной разведки. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился приказу, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ночью ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин». М. Водопьянов стал командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Название дивизии говорило само за себя. И вот в ночь на 11 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом в воздух поднялись 10 бомбардировщиков с бомбовым грузом и направились в сторону Германии. Их цель – Берлин. До столицы фашистской Германии долетело шесть самолетов: один из-за поломки упал почти сразу после взлета, одного сбили по ошибке свои зенитчики, а еще два не долетели до цели, отбомбились на запасных и вернулись. Долетевшие выполнили задачу на «отлично». Немцы не ожидали такой наглости, город был хорошо освещен и бомбы попали в цель. Около 10 тонн смертоносного груза разорвалось в столице рейха. При возвращении у самолета Водопьянова отказали двигатели. Летчик посадил машину в лесу, никто из экипажа не пострадал, но самолет разбился. Произошло это еще за линией фронта, их сочли погибшими, но через три дня они вернулись к своим. Произошла и вторая встреча со Сталиным, только теперь Водопьянова вызвали на «ковер». Верховному не понравилось, что бомбардировка Берлина сопровождалась такими потерями самолетов и летного состава. Решение было двояким. Водопьянова наградили орденом Ленина, но сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему легендарному пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу, опыта для передачи молодежи у него хватало. Его решение было парадоксальным. Комбриг попросил, чтобы ему разрешили летать простым пилотом в дивизии, которой он недавно командовал. Просьбу удовлетворили, и он каждую ночь вылетал на боевые задания. Он бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, в основном это были заводы, железнодорожные узлы, электростанции и, разумеется, аэродромы противника. В 1942 году его назначили командиром другой дивизии, в обязанности которой входила, помимо бомбардировки важнейших немецких военно-промышленных целей, помощь советским партизанам. Он лично неоднократно летал в глубокий немецкий тыл в партизанские отряды, вывозя раненых и доставляя туда боеприпасы и продовольствие. В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации. Вскоре он попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. С боевыми вылетами пришлось закончить, и он продолжил воинскую службу военпредом на Казанском авиационном заводе. Его опыт, знания и уникальная интуиция требовались для выпуска бомбардировщиков с высочайшими летно-техническими данными. В 1946 году, выйдя в отставку, Водопьянов тут же вернулся в полярную авиацию. Активное участие он принял в организации в 1948 году научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 году он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено. М. Водопьянов летал до 55 лет, что было абсолютным рекордом в то время. «Иконостасу» на его груди могли позавидовать многие генералы: Золотая Звезда, 4 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и много медалей. Еще в больнице, после катастрофы над Байкалом, он начал писать. Из-под его пера вышли десятки книг: «Полеты», «Мечта пилота», «От сохи до самолета», «На крыльях в Арктику» и другие. Помнится, в детстве я зачитывался ими. Две его пьесы долго шли в театрах. М. Водопьянов был членом Союза писателей СССР. Следует добавить, что у Михаила Васильевича семеро детей, некоторые из них пошли по его стопам. В 78 лет в интервью он сказал: «Годика два еще поживу». Обещание он исполнил, умер через два года – 11 августа 1980 года. Имя Михаила Водопьянова носят самый большой пассажирский самолет в нашей стране Ил-96-300, самый первый Sukhoi Superjet 100, стратегический бомбардировщик Ту-160, самолет Ил-76, а также улицы в ряде городов страны и многое другое. Вот такой он был – человек-легенда Водопьянов Михаил Васильевич.

Автор: Владимир Жестков
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-68281/
© Shkolazhizni.ru

17.11.2014 в 08:17
Обсудить у себя 1
Комментарии (1)

  Первые Герои Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: