Андрей Лазарчук

 

Андрей Геннадьевич Лазарчук родился в Красноярске и с 1999 года проживает в Петербурге. Окончил Красноярский медицинский институт, по профессии — врач-реаниматор. Литературный дебют состоялся в 1983 г., когда свет увидел рассказ «Экслибрис» (другое название «Кузнечик»). Однако окончательно в профессии писателя-фантаста он утвердился к 1990 г. Тогда были опубликованы фрагменты романа-эпопеи «Опоздавшие к лету» (окончательно, в полном виде, роман издан в 1996 г.). Замысел эпопеи — грандиозная антиутопия о мире, который последовательно погружается в Апокалипсис. Сразу стало заметно тяготение молодого автора к эстетике модернизма. В его произведениях очевиден приоритет психологизма над социальной фантастикой. Принадлежит к так называемой «четвёртой волне».
Пришёл в литературу с несложными по форме, но глубокими по социально-философской мысли произведениями. Позже, в повести «Мост Ватерлоо», он выступил уже как автор социально-психологической прозы. Затем последовал триллер «Иное небо», который смело можно отнести к «жёсткой прозе» (роман получил профессиональную премию «Странник» 1994 г.). Сам автор произведение отнёс к жанру «альтернативной истории». Действие романа происходит в 1991ёг. В условно-фантастическом мире Россия была завоёвана Германией в 1942 г. И вот теперь, во время политического кризиса, европейская Россия откалывается от Рейха и пытается воссоединиться с Сибирью. Военная техника этого мира чрезвычайно развита. Главный герой — Игорь Валеницкий — могущественный человек, который, тем не менее, ощущает себя игрушкой в чьих-то руках. Идёт «вечная война», бессмысленная и беспощадная.



В основе «альтернативно-исторической» гипотезы автора — предположение, что мироздание — это некое кольцо, которое может образовывать петли. По времени можно двигаться; попадая в прошлое, изменять будущее; возможны и «параллельные» варианты развития мира, линии истории, берущие начало в одной точке, но впоследствии расходящиеся всё дальше и дальше… Эта же концепция положена в основу романа «Транквилиум».
Роман «Солдаты Вавилона» (завершающая часть трикнижья «Опоздавшие к лету») оказался также экспериментальным и по форме, и по концентрированному философски-мировоззренческому содержанию. Это произведение исполнено аллюзий, предполагает множество толкований, представляет собой сугубо интеллектуальный роман.
Структура «Солдатов Вавилона» организуется различными самостоятельными сюжетными линиями, которые только в конце сводятся воедино. В романе равновелики и равнозначимы люди и боги, реальность и видения, Сознание и Надсознание. Автор замыкает в единую цепочку понятия: Сознание — Надсознание — Бог — Мир, имея в виду, что Сознание творит Надсознание, Бог — порождение общественного сознания человечества. Бог творит Мир, а в Мире неизбежно появляется своё Сознание… И так без конца.
Материя и Сознание — суть равноценные величины, и это — основной закон мироздания. Для человека основной закон — этика, нравственность. Несовпадение этих двух законов образует трагический конфликт между миром и человеком.
Сам писатель полагает, что его произведения не являются фантастикой как таковой. Определяя собственный художественный метод, он называет его «турбореализмом», утверждая, что «турбореализм чем-то похож на фантастику, но это не есть фантастика в полном смысле этого слова» (из выступлений). Он мастерски «закручивает» интригу, поэтому ему удаётся до конца любого произведения держать читателя в напряжении. Вместе с тем «развязки» — это слабое место автора. Они могут быть неадекватны сложным и оригинальным «завязкам», плохо вытекать из характеров и представленных автором ранее ситуаций.

сайт писателя

читать книги автора

читать книги автора

 

02.05.2013 в 16:52
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.