"Кресла и столы, говорил он, предметы утомительные, ибо они всегда одинаковы и выражение у них не меняется — тупо уставятся на тебя и смотрят, так что даже неприятно становится, а ты на них смотришь столь же тупо." Чарльз Диккенс "Холодный дом"
Мы, люди, быстро привыкаем к комфортным условиям работы, отдыха, жизни. И одной из составляющих этого комфорта является удобная и надежная мебель.
И вот уже более 10 лет профессионалы, чьими руками создается наш уют, во вторые выходные июня отмечают свой праздник ― День мебельщика. День мебельщика ― пока неофициальный профессиональный праздник, но постепенно охватывает все более широкие слои тружеников «мебельного фронта».
А вот как мебель и человек соседствует в литературе:
Пушкин «Евгений Онегин»
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
XXIV.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом (6)[15].
Защитник вольности и прав
Из романа И.А.Гончарова «Обломов» описание комнаты самого Обломова.
«Вид кaбинетa, если осмотреть тaм всё повнимaтельнее, порaжaл господствующею в нем зaпущенностию и небрежностию. По стенaм, около кaртин, ложилaсь, в виде фестонов, пaутинa, отягченнaя, нaпитaннaя пылью; зеркaлa могли бы служить скорее для зaписывaния нa них, по пыли, нaзидaтельных изречений, нежели для того, чтоб смотреться в них.
Нa дивaне лежaло зaбытое полотенце или другое белье; нa столе стоялa не убрaннaя от вчерaшнего обедa или зaвтрaкa тaрелкa с обглодaнной косточкой дa вaлялись хлебные крошки.
Если б не этa тaрелкa дa не прислоненнaя к постели только что выкуреннaя трубкa, или не сaм хозяин, лежaщий нa ней, то можно было бы подумaть, что тут никто не живет: тaк всё зaпылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. Нa этaжеркaх, прaвдa, лежaли две-три рaзвернутые книги, вaлялaсь гaзетa, нa бюро стоялa и чернильницa с перьями. Но стрaницы, нa которых рaзвернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели: видно, что их бросили дaвно; номер гaзеты был прошлогодний, a из чернильницы, если обмaкнуть в нее перо, вылетели бы рaзве только с жужжaньем две-три испугaнные мухи».
А.Чехов «Вишневый сад»
«И Гаев, и Раневская умеют ценить красоту. Они находят самые поэтичные слова для выражения своих чувств по отношению ко всему, что их окружает, — будь то старый дом, любимый сад, словом все, что им дорого с детства.
Даже к шкафу они обращаются, как к старому другу: “Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...” Раневская, оказавшись дома после пятилетней разлуки, готова целовать каждую вещь, напоминающую ей о детстве и юности. Дом для нее — это живой человек, свидетель всех ее радостей и печалей.»
Посмотрите, как с помощью интерьера М.Булгаков мастерски создает изумительную и пронзительную атмосферу домашнего уюта, детских воспоминаний, того мира, который всегда дорог человеку и который человек стремится сохранить, хотя бы в памяти. Обратите внимание на такую деталь интерьера, как часы, превращающиеся в символ истории и традиции, то есть быстротечности и вечности бытия:
«Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади „Саардамский Плотник“, часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
— Дружно… живите.»
(«Белая гвардия», ч.1, гл.1)
А теперь обратимся к иностранным произведениям и заглянем в кабинет владельца магазина новинок «Дамское счастье» Октава Муре в Париже. Знаменитый французский писатель-романист Эмиль Золя писал свои романы в стиле «натурализма». «Дамское счастье» – книга о Франции конца XIX века, действие происходит во времена бурного роста крупных предприятий.Это история двух людей – юной девушки, приехавшей в Париж искать работу, и молодом предпринимателе Октаве Муре, который, развивает свой магазин.
Рабочий кабинет Октава Муре описывается в романе кратко. Большой просторный кабинет, обтянутый зеленым репсом – плотной тонкой тканью с горизонтальными или вертикальными линиями. Рабочий офис делового мужчины, без излишеств. «В обширном кабинете, обставленном дубовой мебелью с зеленой репсовой обивкой, единственным украшением был портрет той самой г-жи Эдуэн». (Г-жа Эдуэн – погибшая жена Октава Муре). Из мебели — только нужные для бумаг шкафы, конторка – высокий письменный стол с наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле. А на тумбе канцелярские принадлежности для подписания деловых бумаг и бювар – удобная настольная папка с писчей бумагой и конвертами.
Кают-компания капитана Врунгеля
Приключения капитана Врунгеля – юмористическая повесть написанная Андреем Сергеевичем Некрасовым. Повествует она о путешествии вокруг света на яхте под названием «Беда». Рассказал ее своему студенту сам Врунгель, когда простыл и сидел дома в своей каюте-комнате.
Как и положено, комната морского волка заставлена морскими трофеями и инструментами.
«Небрежно брошенный сверток карт наполовину закрывал сушеный акулий плавник. На полу вместо ковра распласталась моржовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним — зверобойный гарпун». На столе прекрасная модель яхты. Любой мальчишка, увлекающийся приключениями и морскими сражениями, захотел бы задержаться в этой комнате подольше!
Запретная мансарда дядюшки Эндрю, ученого-чародея
Клайв Стейплз Льюис, выдающийся английский и ирландский писатель однажды написал книгу «Хроники Нарнии», чем очень украсил жизнь многих девочек и мальчиков, подарив им красивую сказку о стране Нарнии, населенной сказочными существами и ее хранителе льве Аслане.
Благодаря ему, мы видим перед собой Лондон начала XX века, который мальчик по имени Дигори называет «дырой». Но мы заглянем в комнату не к нему, а к его дяде, ученому-чародею.
Дядя Эндрю или мистер Кеттерли из повести «Племянник Чародея» невольно помог детям Дигори и Полли с помощью магических колец перенестись в пустой мир и наблюдать за созданием страны Нарнии. Эти кольца он создал в своей «заповедной мансарде». Туда-то мы и заглянем. Мансарды – очень часто встречающиеся комнаты на последних этажах европейских домах. Обычно в них живут служанки, но дядя Эндрю устроил тут свою лабораторию, свой рабочий тайный кабинет.
«Стены были скрыты полками, сплошь уставленными книгами, в камине горел огонь, а перед камином красовалось высокое кресло». Потолок у комнаты был скошен, мебель стояла обычная. А посередине комнаты находился большой стол с книгами, блокнотами, чернильницами, перьями, сургучом и микроскопом. Настоящая комната ученого, хотя в данном случае и довольно противного.
Сесилия Ахерн. P.S. Я люблю тебя
Она посмотрела на мебель, и ей вдруг так захотелось, чтоб диван протянул к ней руки и обнял её. Нет, он оставался равнодушным.
интересно как. прямо живые персонажи.
Интересно, спасибо...
У нас преподаватель был по культуре речи, по прозвищу шкаф, на одной из лекций было задание прочесть отрывок из пьесы, нашелся храбрец прочитавший «Дорогой многоуважаемый шкаф»....
А для меня все предметы почти живые и даже умеют рассказывать истории, если только внимательно слушать. Так обычный письменный стол рассказал почти про всех своих обитателей))))
Интересно!