«…На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России?»

14 августа исполнилось 145 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Кажется несерьезным говорить, что место рождения, мол, определяет образ жизни, ее тональность. Какая-то дешевая мистика. Но в Петербурге происходит и не такое — вопреки всякому рассудку и здравому размышлению. Эти странные питерские сближения, что удивительно, не грешат против хорошего вкуса, каким-то чудом становясь завязками для талантливо рассказанных историй и глубоких драм.

Такой вот историей и драмой оказалась жизнь Дмитрия Сергеевича Мережковского.


Елагин остров

А возвращаясь к месту рождения — это один из самых тенистых и укромных уголков тогдашнего да, пожалуй, и нынешнего Петербурга. «Я родился 2  августа 1865 года в Петербурге, на Елагином острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче», — пишет Мережковский в своих «Автобиографических заметках». Елагин остров, постоянно укрытый тенью, под которой лужайки и пруды выглядят такими таинственными и вечными, стал местом его частых прогулок. Со старшим братом Александром они катались на лодке по Средней Невке вдоль берегов Елагина острова и беседовали «обо всем».

Мережковские были большой семьей — кроме Александра и Дмитрия в доме было еще семеро детей. Но какой-то подлинной крепости в отношениях не было. Отец не мог обходиться без матери и довольно равнодушно смотрел на потомство. Это передалось и детям: чуть только они выросли — отдалились друг от друга. Мережковский с детства был отчужден от окружающих.

Дмитрий горячо любил мать и был, кажется, равнодушно-враждебен к отцу. Классическая фрейдовская модель — ну так и сам Фрейд впоследствии признавал влияние Мережковского на свои теории.

 

Дмитрий Сергеевич родился в одном из дворцов Елагина острова.


 


Гагаринская, 23

3-я классическая гимназия недалеко от дома — по адресу: Гагаринская ул., 23, — казалось бы, должна была упрочить интерес к старине. Но она едва ли справилась с этой задачей: Мережковский-гимназист ненавидел методу обучения, которую здесь применяли. «Зубрежка и выправка» в «убийственной» атмосфере — так он вспоминал о гимназии.

И все-таки талант сам заговорил о себе. В гимназии, лет 13, Мережковский начал писать стихи, в подражание, конечно же, Пушкину, его «Бахчисарайскому фонтану».

Когда Дмитрию исполнилось 15, отец привел сына к самому Достоевскому, в дом в Кузнечном переулке. Юный Мережковский (как он сам вспоминал позже) читал, «краснея, бледнея и заикаясь». Достоевский слушал «с нетерпеливою досадою» и затем произнес: «Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». — «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!» — поспешил испуганно возразить отец. Слова Достоевского оказались чем-то вроде пророчества: Мережковского потом не раз еще обвиняли в сухом интеллектуализме, холодности, схематизме, «головном» характере творчества, в отрешенности от «живой жизни» во имя культурно-мифологических «химер».

 

Классическая гимназия, которую гимназист Мережковский не жаловал.


Дом Мурузи


В начале мая 1888 года, по окончании историко-филологического факультета Петербургского университета, Мережковский предпринял путешествие по югу России. В Боржоме Мережковский познакомился с девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. Для обоих это было ощущение полного духовного и интеллектуального единения. Вскоре Дмитрий сделал предложение Зинаиде. Обвенчались они в Тифлисе в январе 1889 года, а вскоре вернулись в Петербург.

По возвращении в столицу молодая чета Мережковских поселилась в новой квартире на пятом этаже в доме Мурузи — на углу Литейного проспекта и Пантелеимоновской улицы. Огромный доходный дом в мавританском стиле. Много лет спустя в этом же, уже «уплотненном» и разбитом на коммуналки доме проживал молодой Иосиф Бродский. В эссе «Полторы комнаты» Бродский полуторжественно, полуфамильярно напишет про былых жильцов как про собственных соседей:

«Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам».

В общей сложности Мережковские провели здесь двадцать три года.

Мережковский и Гиппиус сблизились с окружением Сергея Дягилева, куда входили художники Валентин Серов, Александр Бенуа, Лев Бакст, поэт Николай Минский. Дягилев и Бенуа организовали журнал «Мир Искусства», где публиковался Мережковский; литературный отдел здесь вел критик Дмитрий Философов. Редакция журнала находилась в доме Дягилева — на Литейном, 45. С 1900 года «Мир Искусства» перебрался на набережную Фонтанки, 11.

Супруги устраивали вечера и у себя, в доме Мурузи. Приходили Дягилев с друзьями, Федор Сологуб, Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, философы Василий Розанов и Николай Бердяев. Дмитрий Философов стал своим в их доме.

 

В доме Мурузи Мережковский поселился с молодой женой.

 


Летний сад

В Петербурге семья  также жила напротив другого петербургского заповедника таинственности и вдохновения — возле Летнего сада, в старом доме на углу Невы и Фонтанки. На перекрестке земли и воды мальчик создавал свой собственный мир, загадочный и отделенный от реальности.

Тут развились и его религиозность, и мистицизм, подпитываемые няней:

Мне жития угодников святых
Рассказывала няня, как с бесами
Они боролись в пустынях глухих.
Как некое заклятие трикраты
Монах над черным камнем произнес
И в воздухе рассыпался проклятый,
Подобно стае воронов, утес:
Я слушал няню, трепетом объятый
И любопытством, полный чудных грез,
От ужаса я «Отче наш» в кроватке
Твердил всю ночь в мерцании лампадки.

Все это — и дриадический Елагин остров, и Летний сад с его статуями — не могло не дать мальчику какого-то стереоскопического взгляда на историю, особенно древнюю, и потребности в совершенно эллинском богоискательстве.

 

В Летнем cаду у мальчика развилась фантазия и появился особый взгляд на мир.

 


Невский, 88

В 1902 году Мережковский и Гиппиус основали собственный журнал «Новый путь»; редакция располагалась на Невском, 88. Там находились издательство и книжная лавка Пирожкова, который взял на себя заботы по организации редакции.

Валерий Брюсов определял «Новый путь» как «богословско-литературный журнал». Поскольку идейное руководство осуществлялось уже всем известной четой, он получил репутацию «семейного». У журнала были немалые амбиции: Мережковские рассчитывали даже на сотрудничество с Львом Толстым. Формально они примирились: в 1904 году Толстой сам пригласил супругов на встречу в Ясную Поляну.

Следующий год, 1905-й, был революционным. С этого начался подспудный конфликт Мережковского с русской действительностью; конфликт, приведший в конце концов к эмиграции.

После расстрела шествия рабочих Мережковские, Философов и гостивший у них Андрей Белый организовали студенческий «протест» в Александринском театре. Ареста, которого Мережковский ожидал несколько дней, не последовало. Еще более «полевели» его взгляды после поражения России в войне с Японией: в беседе с Гиппиус он заявил о том, что окончательно уверился в «антихристианской» сущности русского самодержавия.

Однако в книге «Грядущий хам», которая в течение 1905 года печаталась в журналах «Полярная звезда» и «Вопросы жизни», Мережковский предостерегал от «недооценки мощных сил, препятствующих религиозному и социальному освобождению, — мещанства, безличности, серединности и пошлости», в каком бы социальном классе — низшем или высшем — они ни заключались. «Хамство» в его терминологии было не социальной характеристикой. В настоящее время «Хам» заключен в самодержавной бюрократической машине. Но самое страшное лицо хамства — будущее, это «лицо хамства, идущего снизу, — хулиганства, босячества, черной сотни».

 

Здесь располагалась редакция журнала «Новый путь».

 


Ул. Чайковского, 83

Той же весной Мережковские вместе с Философовым отправились в первую полувынужденную парижскую эмиграцию — «добровольное изгнанье», призванное послужить «переоценке ценностей». Мережковский в то время был популярен в Европе — гораздо больше, пожалуй, чем на родине. Его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений. В России в это время он уже в опале за критику правительства и церкви. Он так и существует — на полпути между Парижем и Петербургом — до самого 1918 года. Приезжая в Россию, с 1912 года он живет на своей последней здесь квартире — в доме Лихачева, номер 83 по Сергиевской улице (ныне — Чайковского). И этот дом, не менее причудливый, чем дом Мурузи, — с эркерами, с атлантами, с переплетением цветов над парадным входом — кажется застывшим, замершим изображением того тенистого леса на Елагином острове, с которого начинался путь Дмитрия Мережковского. Как будто бы все окаменело за давностью лет.

В 1917 году Мережковский приветствовал приход к власти Временного правительства. Как вспоминала Гиппиус, весь 1917 год «следили за событиями по минутам» — тем более что дом на Сергиевской был прямо напротив Таврического дворца, где разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917 г.)

Мережковский, потрясенный увиденным в новой, красной России, верил, что «русский вопрос — это всемирный вопрос, и спасение России от большевизма — основная задача и смысл западной цивилизации». Нина Берберова в книге «Курсив мой» приводит диалог супругов: «Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России?» — Она думала минуту. — «Свобода без России… И потому я здесь, а не там». — «Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но…» — И он задумывался, ни на кого не глядя. «…На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?»

 

 

В этом причудливом доме была последняя петербургская квартира Мережковских.

 

 

… Мережковский встречался с Муссолини, убеждал того начать «священную войну», сравнивал его с Данте, а Гитлера — с Жанной д’Арк, призванной спасти мир от дьявола. Наивно? Несомненно. Конечно, ему никогда не простили этой наивности. Философ Фалес Милетский упал в яму, потому что забывал глядеть под ноги. Но зато он видел звезды. 


 Из дневника Дмитрия Мережковского:
«Как благоуханны наши Февраль и Март, солнечно-снежные, вьюжные, голубые, как бы неземные, горние! В эти первые дни или только часы, миги, какая красота в лицах человеческих! Где она сейчас? Вглядитесь в толпы Октябрьские: на них лица нет. Да, не уродство, а отсутствие лица, вот что в них всего ужаснее… Идучи по петербургским улицам и вглядываясь в лица, сразу узнаешь: вот коммунист. Не хищная сытость, не зверская тупость — главное в этом лице, а скука, трансцендентная скука «рая земного», «царства Антихриста».


http://merezhkovsky.ru/biography/
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-merezhkovskogo
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/

14.08.2016 в 08:16
Обсудить у себя 4
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.