Категория: Искусство

Джорджо де Кирико

Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) — явление в мире искусства по-своему уникальное. Он был основателем движения метафизической живописи, совмещавшей атмосферу метафор и мечтаний. Движение во многом предвосхитило появление сюрреализма и принесло автору огромную известность.

В один прекрасный день художник отказался от собственного творения и обратился к классицизму, чего до него, да и после, не делал ни один художник. Позже Кирико с иронией отмечал: «Если бы я умер в 31 год, как Сёра, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!»


Художник родился 10 июля 1888 года в городе Волосе, в Греции. Отец Кирико, Эваристо де Кирико, выходец из аристократической семьи, был инженером, строившим в Фессалии железную дорогу. С детства Кирико наблюдал за работой отца и строительством. Эти детские впечатления позже отразились в его творчестве. На его картинах можно увидеть пустынные городские пейзажи и железнодорожные составы, выпускающие струйки дыма.

Атмосфера в семье, по признанию самого Кирико, отличалась пуританской строгостью, впрочем, интерес мальчика к искусству не только не пресекался, но и поддерживался родителями. Так, после того, как семья перебралась в Афины, Кирико отправился в местный Политехнический институт изучать живопись. Выпускных экзаменов Кирико не выдержал, но не потому что был бездарен, а скорее потому, что на него сильно повлияло несчастье — смерть отца.

Вскоре после смерти Эваристо де Кирико мать перевозит детей — Джорджо и его младшего брата Андреа — сначала в Италию, а затем и в Мюнхен. Там Джорджо поступает в Академию изобразительных искусств, но быстро понимает, что классическое искусство — дело скучное. Куда интереснее искусство современное, особенно символисты в целом, в основе творчества которых лежали тайны и загадки, и Арнольд Бёклин в частности. Через три года Кирико возвращается в Италию и все свое время посвящает изучению книг немецких философов, в том числе Ницше, увлекается толкованием загадочных символов, снов и галлюцинаций. Художнику казалось, что под слоем привычной жизни скрывается  совершенно другая реальность, и он всеми силами старался найти подтверждение своим догадкам.

В 1911 году Кирико перебирается в Париж, центр мира для молодых художников, где уже успел обосноваться его брат Андреа. В Париже Кирико два года подряд выставляется в Осеннем Салоне и, не без помощи младшего брата, знакомится со многими писателями и художниками, среди которых Пикассо и Аполлинер. Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности. После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили. Примерно тогда же брат Кирико взял псевдоним Альберто Савиньо и начал выступать в роли теоретика нового направления.

Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью. Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер. Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию. Из-за слабого здоровья Кирико не попал на фронт и проходил службу в Ферраре, а потом и вовсе оказался в госпитале с нервным расстройством. Там он познакомился с Карло Карра, одним из основоположников футуризма,  который увлекся идеями Кирико настолько, что вместе они основали настоящее движение метафизической живописи. Уже после войны Кирико много писал в журнал Valori Plastici, объясняя свои идеи, и выставлялся, став лидером европейского авангарда.

В начале 1919 года произошло неожиданное: Кирико заявил о том, что необходимо возвращаться к классической живописи. Он с энтузиазмом начал изучать работы старых мастеров и изображения человеческого тела, которые ранее попросту игнорировал. Хотя метафизическое прошлое все еще очень ярко отражалось в его картинах, в стиле и пестроте.

В двадцатые годы Кирико встретился с представителями зарождающегося сюрреализма. Отец направления, Андре Бретон, купил у Кирико несколько картин, написанных еще в полностью метафизическом стиле. Проблема была в том, что сюрреалисты черпали вдохновение в сновидениях в системе образов Фрейда и совершенно не желали замечать, что Кирико свои образы придумывал сознательно, не выуживая их из подсознания. Тем не менее, на какое-то время художник стал образом и идеологом сюрреалистов.

Кирико все сильнее отдавался классическим сюжетам мифов и легенд. Он расстался с сюрреалистами, которые в отместку решили всеми силами испортить художнику жизнь, хотя и сам Кирико постарался. В 1945 году он выпустил первый том своих мемуаров, в котором поливал грязью своих бывших друзей и объявлял себя гением, что, естественно, сказалось на его репутации.

Военные годы Кирико провел в фашистской Италии. Ему никто не мешал спокойно работать, а политика его не интересовала, иногда художнику даже перепадали официальные заказы. Правда, не все было так гладко. Ходили слухи, что художник выдохся, да и выдает за свои работы других художников. Кирико сам был виноват в этом: он часто копировал собственные работы и выдавал их за оригиналы, а клиенты покупали, ничего не подозревая. Один раз дело дошло даже до суда, и его признали виновным в том, что он под своим именем продает чужие картины. Суд ошибся, но кого это волнует. Да и яростные негативные высказывания в сторону современного искусства, которое уже давно все признали, не добавляли Кирико уважения. 

Когда художнику перевалило за шестьдесят, он неожиданно совершил поворот в творчестве к стилю, близкому к красочному необарокко, а потом и вовсе вернулся к метафизической манере. Больше он не менялся, вплоть до смерти 20 ноября 1978 года.

09.07.2013 в 15:23
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.