Категория: Война,история и мы

Императрица Александра Федоровна Романова.

Материнская любовь. Ей посвящено много поэтических строк, много теплых слов. Откуда столько нежности и ласки у матерей? Где ее источник и в чем сила любящего материнского сердца? Почему материнская любовь никогда не перестает? Быть матерью — это служение, а первое условие верного служения есть бескорыстие. Истинная, верная своему призванию мать не говорит: «Вот мой сын, которого я родила для себя». Она думает: «Вот человек, родившийся в мир для блага мира». В сердце самоотверженной любящей матери царицы Александры Федоровны Романовой, по-видимому, есть ответы на эти вопросы. Прислушаемся к ним и мы.

 


 «Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью»,  — говорила государыня Александра Федоровна. «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детейИх беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» — больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, — цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь… Конечно, с  детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты». 
 
    В материнском служении царицы Александры через все воспитание детей красной нитью проходит самоотверженная любовь. Этой любви чуждо балование и обожествление детей, в ней нет избирательности и эгоизма, она совершенно бескорыстна и простирается на всех членов семьи и на окружающих людей: близких и далеких. Александра была прежде всего любящей женой, помощницей, верной спутницей жизни государя Николая Второго. Их любовь друг ко другу, доверие стали для пятерых детей Царской четы настоящими уроками жизни. Родители смогли воспитать детей любящими, послушными, заботливыми и самоотверженными только потому, что дети видели в родителях пример подобного поведения. «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни», - писала императрица. Вот в чем секрет эффективности воспитания. Довольно части родители говорят: «Мы совсем не тому учили своего ребенка: учили быть послушным, а он не признает никаких авторитетов, учили не лгать, а он лжет на каждом шагу, учили быть добрым, а он вырос злым». А был ли пример послушания, честности и доброты у такого ребенка? Или он слышал одни лишь слова, а дел, подкрепляющих эти слова, не видел? 

Что же такое самоотверженная любовь?

 

 Материнство немыслимо без самоотверженной любви. Мать, забыв об усталости, часами сидит над колыбелью своего ребенка, думая лишь о его комфорте и благополучии. В дневнике Александры Федоровны мы читаем: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить». Она как жена и мать полностью посвятила себя семье. Детей она вскармливала сама, не боясь испортить фигуру.   Императрица ежедневно сама купала наследника цесаревича Алексея и очень много времени проводила в детской, так что, по выражению фрейлины Анны Танеевой, «при Дворе стали говорить, что императрица — не царица, а только мать». Но что для женщины может быть важнее материнства? Вновь откроем дневник Александры Федоровны: « О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».

    Золотая пора детства! В эту пору впитывается все, чем будет жить ребенок всю свою жизнь: зло, с которым встречается ребенок в эту пору особенно опасно для его души, поэтому так важно, чтобы ребенок рос в атмосфере добра и любви, с пониманием того, что он нужен своим родителям, что он – их радость и сокровище.

«Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем не сравнимых сокровищ — его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро», - писала Александра Федоровна. В Царской семье дети росли в атмосфере доверия и дружелюбия, взаимопонимания и взаимопомощи, а также искреннего интереса друг ко другу.

    Императрица вникала во все тонкости детских проблем и их насущные потребности.  В воспоминаниях одного иностранного подданного мы читаем:«За образованием детей императрица следит лично сама. Она безгранично любит всех детей, и все дети любят ее. В день рождения одного из своих детей она катается с ним довольно далеко куда-нибудь, и каждый из них с нетерпением ожидают этого события. Двое старших детей, великие княжны Ольга и Татьяна, унаследовали от своей матери любовь к музыке, и обе играют очень хорошо. Царю всегда их игра доставляет удовольствие». 
   Государыня была аккуратна и строга к себе, того же требовала и от других. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, твердо помня свои слова. Она не любила роскоши, мотовства, в таком духе воспитывала и детей. Такого же взгляда был и государь Николай Александрович, который говорил:  «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!».

 

«Путевка» в жизнь

     Как много зависит от установок на жизнь, которые дают ребенку родители. Можно заложить ребенку представления о жизни как о непрестанном празднике в свое  удовольствие, а можно как о пути, для прохождения которого ребенку потребуются воля, целеустремленность, честность, доброта. Иначе говоря, установка на потребление или на отдачу, формируется тоже в детстве. Если ребенок в семье – маленький кумир, вокруг которого вертятся все остальные, то скорей всего из него вырастет эгоист и первоклассный потребитель, а вот внимания и предупредительности родители от него вряд ли дождутся.  Царственным детям любое потребительство и иждивенчество было чуждо самой их природе. Жизнь проживалась в труде на благо других, рассматривалась как возможность облегчить чьи-то страдания, утешить, помочь словом или делом. Действительно, такой жизнью вся жила Царская семья. Новорожденный ребенок, появляющийся на свет в этой семье, был с детства окружен любовью и заботой, но не становился кумиром, ребенок сам окружал этой любовью других, как только немного подрастал. «Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя» - это знали царские дети, никогда не бывшие в тягость ни родителям, ни самим себе. Их нельзя было застать сидящими без дела: старшие девочки -  Ольга и Татьяна — занимались рукоделием, музыкой, чтением, дежурили у кровати матери, когда та болела. 
   Удивительное сострадание к простому народу было свойственно всем царским детям.  Цесаревич Алексей первые свои карманные деньги решил употребить на помощь мальчику — инвалиду. В годы Первой мировой войны цесаревны вместе с матерью ухаживали за ранеными в ими же устроенных лазаретах, ассистировали при операциях, делали перевязки. Царские дети были удивительно просты и ласковы в общении со всеми, кто встречался им на жизненном пути. Ни тени заносчивости и гордости от сознания своего высокого положения. В воспоминаниях С.Я.  Офросимовой есть интересные эпизоды из жизни Царской семьи:  «Никогда не забуду, как один молодой солдат и старенький мужичок (наверное, его отец) смотрели на проезжавших княжон. Мужичок говорил растроганным голосом: «Теперь, когда их, родимых, увидал, и помереть можно. Ей-Богу. А как хороши-то, сердечные… Какие ласковые… Точно солнышко ясное прокатило… а кланялись-то как, точно знают меня…» Это было на широкой снежной поляне, недалеко от Феодоровского собора, под звон колоколов». Такой простотой, лаской и лучезарностью могут обладать только те дети, которые видят подобные качества в своих родителях, они их впитывают как губки. Посмотрим для сравнения на детей-сирот. Потухший взгляд, обида, часто озлобленность читается на лицах брошенных детей. Они оказались лишены  той неиссякаемой материнской любви, которая должна быть подарена каждому ребенку с рождением. Словами горю не поможешь, детям нужна любовь в подарок. Тогда и они, вырастая, научатся дарить ее.

      Где же берет человек силы для того, чтобы любить? Как же научится любить тот, кого в детстве недолюбили, кто так и остался без заветного подарка? Оказывается, все возможно для того, кто … верит.

     Вера являлась неотъемлемой составляющей воспитания детей в Царской семье, его основой. Именно через христианскую любовь к людям в душах детей возросли самые высокие и благородные качества, которые  помогли им с достоинством и смирением принять мученическую смерть от рук убийц. Государыня с детства учила детей терпению и смирению пред волей Божией. Николай и Александра носили в своей душе стремление к Богу, и вся их внутренняя  жизнь была полна религиозным содержанием. Глубину этой жизни можно было не только чувствовать — о ней можно было и догадываться по многим поступкам. Как истинные носители христианского света, они были носителями не показными, а тихими, скромными, почти незаметными для большинства.

  За искренне христианское отношение к семье государыня была вознаграждена горячей любовью и преданностью детей. Вспоминает Пьер Жильяр, гувернер цесаревича: «Мать, которую они обожали, была в их глазах как бы непогрешима; одна Ольга Николаевна имела иногда поползновения к самостоятельности. Они были полны очаровательной предупредительности по отношению к ней. С общего согласия и по собственному почину они устроили очередное дежурство при матери. Когда императрице нездоровилось, та, которая в этот день исполняла эту дочернюю обязанность, безвыходно оставалась при ней».

 

Тепло домашнего очага

 

 Домашний очаг – место, где всегда тепло и уютно. Хранительницей его является женщина, мать.

 Вновь откроем дневник государыни Александры Федоровны. В нем мы найдем записи, раскрывающие духовную суть ее отношений к детям, к дому, к ведению хозяйства. Мы увидим христианский, а  не эгоистический подход к семейным ценностям.

  «Самые прочные узы — это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребенок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом — убежище для души.  Дом — это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью… В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым. Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, — это наш дом — самое родное место для нас в мире». 
    Императрица считала очень важным уют в доме: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети — растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей».

В настоящей материнской любви присутствует целый спектр чувств: от ласки и нежности до требовательности и строгости. В разные периоды жизни ребенку необходимы разные проявления материнских чувств. Все они важны и нужны ребенку, особенно если опираются  на желание матери вырастить ребенка ради него самого, которая,  с интересом всматриваясь в его душу, помогает открыть и развить в нем направление того уникального жизненного пути, ради которого ребенок явился в этот мир.    Научно-практический пеританальный центр “Сотворение”.

 

11.07.2013 в 15:30
Обсудить у себя 2
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.