Налбандян Дмитрий Аркадьевич – представитель социалистического реализма XX в.
Мастер парадного портрета. Работал также в жанрах пейзажа и натюрморта.
За свою многолетнюю творческую жизнь создал портреты многих представителей партийной элиты (в том числе Сталина, Хрущева, Брежнева), за что получил в художественной среде неофициальное звание «первая кисть Политбюро».
За групповой портрет деятелей армянской культуры – «Вернатун» (1974–1976) был награжден в 1978 году золотой медалью АХ СССР.
Красная конница
Итальянский рыбак Лонго, который видел Владимира Ильича Ленина
Этюд к картине «Последнее подполье». Голова Владимира Ильича Ленина
Молодой Ульянов на Волге
Владимир Ильич Ленин на балконе Моссовета в 1919 году
Выступление Владимира Ильича Ленина перед рабочими завода АМО 28 июня 1918 года
Владимир Ильич Ленин в 1919 году
Владимир Ильич Ленин в Горках
Владимир Ильич Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году
Созидание во имя мира. XXVI съезд партии
Брежнев Леонид Ильич
Леонид Ильич Брежнев на Малой земле
Наш путь к коммунизму
Портрет Леонида Ильича Брежнева
Портрет Леонида Ильича Брежнева
Встреча Никиты Сергеевича Хрущева и Екатерины Алексеевны Фурцевой с работниками культуры
Портрет Никиты Сергеевича ХрущеваНалбандян создал обширную портретную галерею. На его полотнах – рабочие, труженики сельского хозяйства, воины, ученые, деятели культуры и искусства. Он выполнил много портретов выдающихся деятелей коммунистической партии и Советского государства.
Мальчик с тыквой (Портрет сына)
Портрет сестры
Девушка в розовом платье (Портрет Валентины)
А.М. Горький в Пенатах у И.Е. Репина
А.М.Горький и Л.Н.Толстой в Ясной поляне
Портрет матери Айкануш Карапетовны
Налбандян много работает как пейзажист. И здесь ярко проявляется жизнеутверждающее начало, характерное для всего творчества художника. В его пейзажах, эпических и лирических, выражаются мысли и настроения наших людей, их любовь к Родине. Часто он обращается к образу любимой Москвы. Его московские пейзажи правдиво передают повседневную жизнь огромного города, величественные ансамбли центра столицы — Кремль, Красную площадь. Художник пишет леса и поля Подмосковья, средней полосы России, горы Кавказа и Крыма. Много пейзажей исполнено им во время зарубежных поездок. В его картинах, темпераментных, бодрых и красочных, мы живо ощущаем неуемную жадность художника к красоте окружающего мира, его постоянное стремление к постижению внутренней жизни природы во всех ее проявлениях. Особенно художник любит работать на пленэре осенью. Широкий, свободный мазок передает богатую симфонию осенней гаммы красок — желтых, оранжево-золотистых, серебристых. Неяркая голубизна неба, багряный цвет листвы, вспыхивающей на солнце золотым пламенем, — все это в пейзажах Налбандяна позволяет насладиться чарующей красотой осеннего убранства. Много пейзажей написано Налбандяном в Армении. В них ярко проявляется темперамент художника, увлеченного живописной задачей, но не теряющего главного — поэтического содержания. Художник заставляет любоваться бело-розовой кипенью цветущих садов, своеобразным очарованием Севана, сверкающей снежной вершиной Арарата, живописными уголками Аштарака.
Батумский порт
Цветущий сад
Черное море
Ясная поляна
На даче
Зима
Москва-река у Николиной горы
Осенний пейзаж
Лето. Село Уборы
Зима в горах
Аллея
Озеро по дороге в Абрамцево
Цветы и кипарис
Пейзаж
В лесу
Южный двор
Аштарак. На пастбище
Сумерки
Полдень (Николина гора)
Мисхор. Пасмурный день
Солнечный дворик
Звенигород
Ялта
Армения. Арарат. Осень
После шторма
Юность
Сосны. Просека
Море. Чайки
Рублёво-Успенское
Перед дождем
Араратская долина. Ясный день
Весна
Вид Красной площади
Гурзуф
К вечеру
Пляж
Выступая как жанрист и пейзажист, живописец умеет выразить в картинах гармоническое единство человека с окружающим миром. Так решены полотна «Утро чабана. Любимая песня» (1956), «Материнская весна» (1961), «Армения. Танец колхозниц» (1957), «Возвращение с гор» (1968). В картине «Возвращение с гор» по каменистой, обожженной горячим солнцем дороге медленно движется стадо овец, сопровождаемое чабанами. На горизонте в голубовато-сиреневой дымке возвышается Арарат. Живописец как бы выхватил кусок жизни, наполнив изображенную сцену поэтическим чувством и выразив в ней свою глубокую любовь к армянской земле.
Революционеры
Ереван строится
Много работ Налбандян исполнил во время своих зарубежных поездок в Болгарию, Италию, Францию, Индию, Испанию, Грецию, Голландию. Здесь и характерные пейзажи, и жанровые сцены, и портреты. Художник остро чувствует особенности каждой страны. В Париже он пишет набережную Сены с мостами, ажурную узорчатость величественного Нотр-Дам де Пари, просторные площади с памятниками. Особенно много Налбандян работал в Индии, куда ездил неоднократно. Всюду, в городах и деревнях, он делал этюды и зарисовки, передавая своеобразие национального быта, красочную природу, исторические памятники архитектуры Индии. В Дели и в других местах Налбандян встречался и беседовал с рабочими, крестьянами, студентами, инженерами, художниками. Эти встречи нашли отражение в его многочисленных живописных и графических работах, составивших индийскую серию, за которую Налбандяну в 1968 г. была присуждена премия имени Джавахарлала Неру. В своих индийских работах художник создал выразительные человеческие характеры, освещенные внутренним светом доброты, стойкости и оптимизма.
Студенты
У входа в мечеть Моти Мазджид
В Индии
Индия. Дели. Президентский дворец
Индия. Продавец кувшинов
Рыбаки. Порт Пирей
Рим. Вид Ватикана с виллы Абамелик
Севилья. Окраина Испании
Италия. Неаполь
Болгария. Золотые пески
Германия. Дрезден
Италия. Неаполитанский залив. Вид на Везувий
Италия. Остров Капри
Италия. Рим. Пинии
Налбандян часто обращается к натюрморту. Он любит писать душистые грозди свежесрезанной сирени, глянцевитую или бархатную поверхность фруктов, нежные лепестки роз и жасмина, разноцветье полевых цветов, яркую пестроту мягких ковров и декоративных тканей, блестящий металл, прозрачное стекло. В работе над натюрмортом художник глубже постигает законы цветовых отношений, оттачивает свое живописное мастерство. Но основным для него и здесь остается выражение внутренней правды, живость впечатления, передача предметного мира во всем его многообразии. В его букетах сирени, роз, гладиолусов, ромаimg style=Ясная поляна /шек, васильков, стоящих в корзинах, кувшинах или в вазах на столах, на дачных верандах, мы чувствуем стремление выразить радость и восхищение красотой природы. Его натюрморты как бы живут особой жизнью, но при этом всегда напоминая о близком присутствии человека.
Натюрморт с цветами и фруктами
Натюрморт. Мимоза
Розы и ландыши
Ромашки
Розы
Цветы и вишня
Утренний завтрак
Ромашки