Категория: Война,история и мы

Джон Бойд Данлоп. Изобретатель колеса

   
Родившийся 5 февраля 1840 года Джон Бойд Данлоп был шотландцем по национальности и происходил из семьи фермеров, которую можно было бы назвать средним классом. Родительский дом находился в Дрегхорне, что в Северном Эршире, в том месте, где сельское хозяйство играло ведущую роль. Поэтому Данлоп и решил посвятить свою жизнь вопросам медицинской помощи животным. В возрасте 19 лет он окончил ветеринарный колледж в Эдинбурге, став хирургом. В родной местности будущий изобретатель пневматических шин проработал около десяти лет, прежде чем решился организовать собственную практику в новом для себя районе Великобритании. Для организации собственной клиники для животных и получения большого числа клиентов Джон решил перебраться в ирландский Белфаст. Случилось это в 1867 году. По долгу службы ветеринарному врачу очень часто приходилось преодолевать большие расстояния, и эту задачу довольно успешно помогал решать велосипед, массовый выпуск которых как раз и начался в 1867 году. В те времена очень серьезными минусами велосипедных колес с натянутыми на обод полосками каучука были практически полное отсутствие комфорта и высокий уровень шума. Нельзя сказать, что Данлоп часто задумывался над решением этих проблем – мысль о создании шины, заполняемой воздухом, пришла к шотландцу совершенно случайно.
Прежде чем рассказать о самом появлении пневматической шины, следует обратиться к эволюции колеса, одним из важнейших этапов в которой и стало изобретение Джона Бойда Данлопа. С англичанами связано очень много моментов, позволивших автомобильной резине стать такой, какая она есть сейчас. В 1823 году Чарльз Макинтош предложил пропитывать жидким каучуком льняную ткань, таким образом та становилась влаго- и воздухонепроницаемой. Вскоре подобной тканью стали оборачивать ободья повозок и еще немногочисленных велосипедов, что заметно увеличило комфорт от езды по дорогам всех типов. А 10 декабря 1845 года Роберт Уильям Томпсон получает патент на «усовершенствованные колеса для повозок и других движущихся объектов». Но его конструкция – по сути пневматическая шина – оказалась слишком дорогой и недолговечной. Ведь в изобретении Томпсона, в отличие от более позднего творения Данлопа, для заполнения воздухом использовались несколько слоев пропитанной каучуком парусины, а не одна резиновая камера.Пневматическая шина в современном понимании этого слова появилась в 1887 году. Джон Бойд Данлоп, к тому времени уже ставший отцом сына и дочери, поливал газон из каучукового шланга, одновременно наблюдая за тем, как его сын катается на трехколесном велосипеде. Внезапно в голову шотландскому ветеринару пришла мысль: а почему бы не заменить резиновые ленты на колесах на накачанный воздухом шланг? Изобретатель тут же принялся за работу. Он отрезал кусок шланга нужной длины, скрепил между собой его концы и установил ниппель от футбольного мяча. Для того чтобы соединить получившуюся камеру с ободом велосипедного колеса, Данлоп использовал парусину, ставшую прообразом современных покрышек. Вскоре весь трехколесный детский велосипед был доработан, и десятилетний сын изобретателя совершил пробную поездку. Прежде чем подать заявку на получение патента, Данлоп переосмыслил свою идею и стал делать камеры не из готовых шлангов, а из длинных полосок каучука, склеивая их между собой.Сын Джона Данлопа, "подсказавший" своему отцу идею пневматической шиныСын Джона Данлопа, «подсказавший» своему отцу идею пневматической шины7 декабря 1888 года Джон Бойд Данлоп получил британский патент на пневматическую шину, конструкция которой отличалась от той, что ранее предлагал Томпсон. Двумя годами позднее изобретение шотландца было зарегистрировано и в Соединенных Штатах. А в 1889 году в продажу поступил первый в мире серийный велосипед с пневматическими шинами.В том же году новинка получила очень хорошую рекламу – в Белфасте проводились гонки на велосипедах, победу в которых одержал спортсмен, чей транспорт был «обут» в новейшие пневматические шины. Полезным изобретением заинтересовался председатель ирландского общества велосипедистов предприниматель Уильям Харви дю Крос, тут же разыскавший Данлопа и предложивший ему организовать совместное предприятие. Первая фабрика по производству пневматических шин для велосипедов была создана там же, в Белфасте, а в 1890 году был открыт второй завод в Бирмингеме. Строго говоря, Данлоп, имя которого в настоящее время превратилось в торговую марку покрышек, не был абсолютным новатором. Просто он, оказавшись, как говорят сейчас, в нужном месте в нужное время, сумел довести конструкцию пневматических каучуковых шин до приемлемого уровня и наладить их массовый выпуск.Этим воспользовались наследники Томпсона, которые утверждали, что на самом деле патент шотландца не является законным и что изобретатель воспользовался идеей своего предшественника для получения выгоды. Только в 1890 году закончились правовые тяжбы Данлопа по поводу авторских прав, но доводы его противников суд не принял во внимание. Впрочем, патент 1888 года оставался единственным в своем роде только пять дней, по прошествии которых авторское свидетельство на съемную пневматическую шину получил другой англичанин – Чарльз Уэлч. Вскоре этот патент был выкуплен Данлопом и его компаньоном. Но самому Джону Бойду Данлопу дела фирмы, названной его именем, были не столь важны, как Уильяму Харви дю Кросу, изобретатель по-прежнему больше интересовался собственной фермой и сельским хозяйством. Это и послужило причиной того, что в 1896 году Данлоп продал компаньону свой патент, получив взамен 1500 акций компании. Дю Крос стал обладателем не только патента на пневматическую шину, но и прав на использование фамилии «изобретателя колеса» и его изображения как торговых марок. Данлоп вместе с семейством перебрался в Дублин, где занялся виноградарством, а источником к существованию для него стала прибыль от цементного завода, совладельцем которого шотландский ветеринар стал после продажи акций Dunlop Rubber Company. Изобретатель пневматической шины умер в Дублине 23 октября 1921 года, в то время, когда весь мир уже активно использовал пневматическую шину на автомобилях.Джон Бойд Данлоп - изобретатель пневматических шинДжон Бойд Данлоп — изобретатель пневматических шинКогда Данлоп уже отошел от дел компании, новые владельцы предприятия стали скупать каучуковые плантации в британских колониях в Юго-Восточной Азии, расширялась и география производства пневматических шин. Непосредственно к концерну, названному именем шотландского ветеринара, относится открытие первого японского завода автомобильных покрышек в Кобэ в 1913 году. А первая в мире шина, разработанная специально для автомобилей, появилась в 1895-м и была создана французами из компании Michelin. Конечно, не исключено, что кто-то будет оспаривать приоритет Джона Бойда Данлопа в изобретении пневматических шин, но невозможно отрицать, что этот человек сумел найти технологии достойное применение, развязав руки всем последователям.Резюме. Пневматическая шина – неотъемлемый атрибут современных автомобилей и мотоциклов – появилась, казалось бы, совершенно случайно, в то время, когда об этих видах транспорта слышали лишь единицы. Появились бы камеры и покрышки, если бы не герой нашего материала? Безусловно! Тем не менее, хотя его вклад в историю заключается только в одном изобретении, об этом человеке стоит помнить. Как помнят Джона Бойда Данлопа в Северной Ирландии, выпуская банкноты в 10 фунтов стерлингов с его изображением.
28.10.2013 в 10:46
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: