НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КИБАЛЬЧИЧ (1853—1881)

 

 

Изобретатель, автор первого в России проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека

При разборке секретного архива царской охранки в 1918 году в деле казненного народовольца Николая Ивановича Кибальчича был найден «Проект воздухоплавательного прибора». В этом же году проект был напечатан в журнале «Былое». На пяти страницах текста в проекте, снабженном двумя рисунками, был изложен гениальный прогноз развития техники и обоснована идея космического корабля с реактивным двигателем, который поможет человечеству выйти в космос.

Идея была предложена за 22 года до публикации К.Э. Циолковским его первой работы «Исследование мировых пространств реактивными снарядами» и за 80 лет до первого полета человека в космос. Автором проекта был 27-летний уроженец маленького украинского городка Короп Черниговской области. На «Проекте» была дата 23 марта 1881 г.




Итак: «Проект воздухоплавательного прибора» бывшего студента Института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социал–революционной партии:

«Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу огромную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своей жизнью. Поэтому я умоляю тех ученых, которые будут рассматривать мой проект, отнестись к нему как можно серьезней и добросовестней и дать мне на него ответ как можно скорее.

Прежде всего считаю нужным заметить, что будучи на свободе, я не имел достаточного времени, чтобы разработать свой проект в подробностях, и доказать его осуществимость математическими вычислениями. В настоящее же время я, конечно, не имею возможности достать нужные для этого материалы. Следовательно, эта задача – подкрепление моего проекта математическими вычислениями – должна быть сделана теми экспертами, в руки которых попадет мой проект. Насколько мне известно, моя идея еще не была предложена никем».

Всего в «Проекте воздухоплавательного прибора» пять исторических страничек (и два рисунка) выполненных сухим и конкретным языком, но на этих пяти страничках будущее человечества. Здесь логически изложена система прибора: сам прибор, его схематическая конструкция, найдено топливо, которое дает требуемую энергию, способ его постоянной подачи (автоматически), рассмотрены варианты движения прибора (в том числе в воздухоплавательном варианте) в пространстве, при маневрировании и зависании над определенной неподвижной точкой.

На третьей странице «Проекта» — схематическое изображение «летательного прибора», на пятой – чертежи, которые подтверждают маневренность прибора в пространстве, его возможность двигаться горизонтально и вертикально. На вопрос, какая сила приведет в движение и поднимет вверх воздухоплавательный аппарат, автор «Проект» отвечает: «Такой силой, по моему мнению, являются медленно горящие взрывчатые вещества», и добавляет, что таким веществом может служить спрессованный порох. Это новая страничка в использовании пороха и высказана она впервые в истории техники и космонавтики. Но автор шире смотрит на прессованный порох. Говоря о топливе для летательного аппарата, он отмечает, что ими могут быть взрывчатые вещества, в состав которых входит тоже селитра, сера, уголь, как и порох, но только в другой пропорции или с примесью еще других веществ. «Может быть, какой-нибудь из этих составов окажется еще удобнее прессованного пороха». Предвидения автора оправдались, несколько лет спустя во Франции был изобретен бездымный порох, который был в несколько раз эффективней, так как сгорал без остатка.

Итак, автором «Проекта» был найден принцип реактивного двигателя так же, как и топливо для него.

В размышлениях автора мы четко видим другой гениальный шаг на пути к многоступенчатой ракете. Такая ракета, если создать условия долгого горения топлива, сможет двигаться не только в воздушном пространстве, но и перемещаться в разряженном и даже космическом пространстве.

«… в цилиндре А, имеющем в нижнем дне отверстие С, устанавливается по оси ближе к верхнему дну пороховая свеча К (так я буду называть цилиндрики из спрессованного пороха). Цилиндр А посредством стоек N прикреплен к средней части платформы R, на которой должен стоять воздухоплаватель… Представим теперь, что свеча К зажжена. Через очень короткий промежуток времени цилиндр А наполнится горючими газами; часть которых давит на верхнее дно цилиндра, и если это давление превосходит вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен подняться вверх».

Описанное выше – классическая схема космического корабля. В «Проекте» разработаны конкретные способы подачи топлива в цилиндр, далее автор обосновывает возможность зависания аппарата над конкретным, заранее выбранным местом, осуществлять движение как вертикально, так и горизонтально и осуществлять посадку. Рисунок на пятой странице поясняет эти рассуждения.

Заканчивая свой «Проект», автор пишет: «Верна или не верна моя идея – может окончательно решить лишь опыт. Из опыта же можно лишь определить необходимые соотношения между размерами цилиндра, толщиной пороховых свечей и весом поднимаемого аппарата. Первоначальные опыты могут быть удобно произведены с небольшими цилиндриками даже в комнате». И далее – цитированные уже строчки: «Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не пропадет…».

Но судьба «Проекта» была столь же трагичной, как и судьба ее автора. Под проектом обозначена и дата: 1881 год 23 марта. 24 марта Николай Кибальчич вручил «Проект» своему адвокату Владимиру Николаевичу Герарду.

Из выступления Н. Кибальчича на суде: «Я написал «Проект» воздухоплавательного аппарата. Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунком и вычислениями. Может случиться так, что я не буду иметь возможности выслушать взгляды экспертов на этот проект и вообще не буду иметь возможности следить за его судьбой. Вполне допустима такая случайность, что кто-нибудь воспользуется этим моим проектом. И поэтому теперь я публично заявляю: проект мой и эскиз его, составленный мною, я передал господину Герарду с просьбой через него ознакомить с проектом компетентных ученых – экспертов. Совесть моя перед Россией чиста».

Но экспертиза проекта не проводилась. Об этом говорит резолюция на сопроводительной записке к проекту: «Приобщить к делу. Давать это на рассмотрение ученых теперь едва ли будет своевременным и может вызвать только неуместные толки».

После казни народовольцев «Проект» был отправлен в секретный архив, где он пролежал 37 лет в «Деле цареубийцы – Николая Ивановича Кибальчича».

Мир не узнал о гениальном проекте, который опередил развитие техники, про великую трагедию и величие духа великого изобретателя, сына Украины Николая Ивановича Кибальчича. Так кто же он – Николай Кибальчич?

Николай Иванович Кибальчич родился в семье священника в небольшом районном городке Короп (ныне Черниговской области). Умный, добрый, чуткий, он уже в детстве выделялся из своих сверстников. Начальное образование он получил дома, его учила мать. Духовное же начало у Николая – от деда, Максима Петровича Иванитского, который в свое время был хорунжим в Запорожском войске и дружил с самим Иваном Петровичем Котляревским. Характер у деда был твердый. Николай Кибальчич, по желанию отца, поступает в Черниговскую духовную семинарию, но через два года оставляет ее не закончив и поступает в Новгород–Северскую гимназию, которую блестяще заканчивает и восемнадцатилетним юношей поступает в Петербургский Институт инженеров путей сообщения. Проучившись там два года, он переходит в Медико-хирургическую академию.

Дальнейшие события в биографии Кибальчича хорошо охарактеризовал и сделал им оценку его адвокат Герард на процессе: «Справедливый приговор, помимо оценки содеянного подсудимым, обязан оценить личность последнего. Я обращаю ваше внимание, господа сенаторы и сословные представители, что в лице подсудимого, а в моем подзащитном Кибальчиче вы имеете перед собой личность выдающуюся. Семнадцати лет Кибальчич заканчивает гимназию с медалью, что указывает на человека, который был одарен от природы прилежанием и способностями, выходящими из ряда. Затем мы видим его студентом института путей сообщений. В 1873 году он переходит в Медико–хирургическую академию, где отмечен блестящими успехами. Но в 1875 году следует арест за хранение нелегальной литературы. Сколь незначительной была вина моего подзащитного, говорит приговор суда – один месяц лишения свободы. Но, дожидаясь этого приговора, Кибальчич просидел в тюрьмах Киева и Петербурга два года и восемь месяцев.

Вот там-то он и встретился с социалистами. Семена их учения попали на благодатную почву – Кибальчич был ожесточен несправедливым заключением. Так само общество толкнуло его на путь борьбы с правительством. После суда Кибальчич не смог вернуться в Медико-хирургическую академию – двум его прошениям о возврате было отказано. И, наконец, третье роковое обстоятельство. В августе1878 года в Петербурге было совершено убийство генерал-адъютанта Мезенцева. В ответ поступила странная административная мера: высылка из Петербурга всех лиц, который года либо привлекались в качестве обвиняемых по политическим процессам, независимо от того, были ли они обвинены или оправданы. Я не буду говорить о несправедливости этой меры, полагая, что она уже осуждена. И вот эта мера толкнула Кибальчича на путь нелегального положения. А отсюда всего один шаг до всяких крайних теорий, даже до террора. Так внешние обстоятельства действительности толкнули моего подзащитного в объятия социал-революционной партии. Когда я явился к Кибальчичу как назначенный ему защитник, меня, прежде всего, поразило, что он был занят совершенно иными делами, ничуть не касающимися настоящего процесса. Он был погружен в изыскание, которое делал о воздухоплавательном аппарате, он жаждал, чтобы ему дали возможность написать свои математические изыскания об этом изобретении. Вот с каким человеком вы имеете дело».

Из последнего выступления Николая Кибальчича в судебном заседании на процессе: «Теперь, пользуясь правом голоса, мне предоставленным, я скажу о своем нравственном отношении к происходящему, о том логическом пути, по которому я шел к известным выводам. Я в числе других социалистов признаю право каждого человека на жизнь, свободу, благосостояние и развитие всех нравственных и умственных сил человеческой природы. С этой точки зрения лишение человека жизни, и не только с этой, но вообще с человеческой точки зрения, является вещью ужасной…».

Но не блестящая речь адвоката Герарда, не образцовое поведение арестованных, наконец, тот факт, что пятеро из них даже не присутствовали при террористическом акте в день покушения на царя, — ничто не спасло подсудимых. Все они вместе с предавшим их Рысаковым, все шестеро были приговорены к смертной казни через повешение.

Третьего апреля в Петербурге на Семеновском плацу были казнены шестеро народовольцев. Среди них и Николай Кибальчич – гениальный изобретатель, автор «Проекта воздухоплавательного прибора», впервые обосновавший идею космического корабля с реактивным двигателем.

28.10.2013 в 10:44
Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.