Категория: Война,история и мы

Исполнилось 40 лет со дня первого полета Ан-22 "Антей"

27 февраля 1965 года поднялся в небо первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-22 «Антей», обладавший небывалой до той поры грузоподъемностью 80 т. Ан-22 поднял в воздух экипаж в составе Ю.В.Курлина (командир), В.И.Терского (второй пилот), П.В.Кошкина (штурман), В.М.Воротникова (бортинженер), Н.Ф.Дробышева (бортрадист), М.П.Радченко (бортэлектрик) и В.Н.Шаталова (ведущий инженер по летным испытаниям). Самолет со взлетной массой 165 т, пробежав 1200 м, легко оторвался от земли. Полет продолжался 1 ч 10 мин.




Серийное производство Ан-22 было налажено на Ташкентском авиазаводе им. В.П.Чкалова. Постройка этого уникального по размерам транспортного самолета поставила перед коллективом предприятия задачи, многие из которых приходилось решать впервые. Существенную помощь в этом оказал филиал антоновского ОКБ на заводе, что позволило использовать в серийном производстве множество новаций, которые были разработаны и апробированы при постройке первых опытных экземпляров самолета в Киеве. В период с ноября 1965 г. по январь 1976 г. со стапелей ташкентского завода сошло 68 «Антеев». В течение многих лет они успешно выполняли перевозки военных и гражданских грузов, использовались для выполнения десантных операций. «Новое поколение самолетов „Антей“ коренным образом преобразило военно-транспортную авиацию, сделало ее мощным средством в руках командования», — писала газета «Красная звезда». Начиная с марта 1979 г., Ан-22 выполняли рейсы в Афганистан. «Антеи» доставляли туда военную технику (в т.ч. вертолеты Ми-24), гуманитарные грузы, личный состав, а обратно — раненных и больных. В 1990-е годы «Антеи» также привлекались для транспортировки личного состава и боевой техники в «горячие точки». Выполняя поручения правительства Украины, Ан-22 авиакомпании «Авиалинии Антонова» возили в зону армяно-азербайджанского конфликта продукты питания, одежду, другие гуманитарные грузы. В августе 1992 г. «Антеи» ВТА России перебросили контингент миротворческих сил в Абхазию и участвовали в эвакуации гражданского населения. Перевезено 2068 т грузов и 1390 человек. В самом начале чеченского конфликта, 11 декабря 1994 г., 11 российских «Антеев» за 36 рейсов доставили в Моздок, Беслан и Владикавказ 594 т военных грузов. С 12 по 31 января 1996 г., когда ВТА РФ проводила операцию по переброске в Боснию контингента российских миротворцев, «Антеи» выполнили 23 полета.

Использование Ан-22 в народном хозяйстве СССР началось еще на этапе заводских испытаний первых экземпляров. Тогда, в марте 1969 г., два «Антея» выполнили 24 полета в Тюменской области и перевезли 625 т крупногабаритных грузов для нужд нефтяников и геологов. Эксплуатация в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера продемонстрировала высокую надежность Ан-22. Так, с грузом 60 т он взлетал с полосы, покрытой снегом более чем на 1 м. Приходилось ему садиться и на болото, которое промерзло всего на 40 см. Работа Ан-22 в северных регионах оказалась рентабельной. Как писали в газете «Правда», «только один самолет „Антей“ сберег сибирякам год времени и как минимум добавил миллион тонн нефти».

Работали Ан-22 и в жарких странах. Так, в июле 1970 г. пять самолетов участвовали в доставке гуманитарной помощи народу Перу, пострадавшему от сильного землетрясения. В общей сложности было выполнено 60 рейсов. В том же году Ан-22 доставляли грузы для пострадавших от наводнения в Индии. «Антеи» широко применялись для доставки грузов в страны Африки, особенно в 1995-96 годах. Самолеты «Авиалиний Антонова» перевозили промышленное оборудование в Каир, Луанду, Йоханесбург, а обратными рейсами, чаще всего, свежую рыбу. Они использовались и для перевозок различных грузов в Украину из ряда африканских стран, выполнявшихся по заказам нашего правительства. Со временем, благодаря большому объему фюзеляжа, «Антеи» приобрели популярность и среди «челноков», возивших бытовую электронику из Арабских Эмиратов в Украину.

Знаменитый «Антей» положил начало развитию целого семейства тяжелых транспортных самолетов «Антонов». Причем, Ан-22 принимали участие в обеспечении их постройки. «На спине» «Антея» из Ташкента в Киев, а позднее и в Ульяновск, были доставлены центропланы и консоли крыльев самых грузоподъемных в мире самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Сегодня Ан-124 являются бесспорными лидерами на рынке авиаперевозок тяжелых и крупногабаритных грузов. В разное время на них перевозились: электрогенератор массой 135,2 т фирмы Siemens из Дюссельдорфа (Германия) в Дели (Индия) и оборудование массой 120 т для электростанции из Нюрбурга (США) в Загреб (Хорватия). Только «Руслан» смог выполнить серию рейсов по транспортировке строительной техники и оборудования из Хьюстона (США) в Скопье (Македония). Из Киева в Термез «Руслан» доставил патрульный катер, размеры которого не позволили воспользоваться никаким другим транспортным средством, кроме Ан-124.

Лучшие характеристики Ан-22 воплотил в себе и новый военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-70, испытания которого подходят к завершению. До настоящего времени партнеры по программе создания Ан-70 из Украины и России завершили работы по увеличению газодинамической устойчивости двигателей самолета. После выполнения трех контрольных облетов Ан-70 приступит к выполнению этапа «Б» летных испытаний. Завершенный этап «А» испытаний дает право утверждать, что Ан-70 — выдающийся самолет, который не имеет равных, как в свое время Ан-22.

Ан-22 все еще продолжают работать в небе. Один из них сегодня эксплуатируется авиакомпанией «Авиалинии Антонова», выполняя перевозку коммерческих грузов. Для него находится немало подходящих транспортных задач, при решении которых он демонстрирует достаточно высокую эффективность. В последнее время он слетал в Осаку, Сеул, Австралию, выполнил шесть рейсов по доставке гуманитарной помощи в пострадавшие от землетрясения районы Турции.

В 1997 г. Ан-22 обеспечивал постройку в Киеве пассажирского турбовинтового Ан-140, доставив из Харькова крыло, а из Запорожья — двигатель. Затем два «Антея» перевозили отдельные агрегаты Ан-140 в Иран, где из них были изготовлены первые машины местной сборки. В 2004 г. таким же образом Ан-22 принимал участие в постройке первых экземпляров головной партии новых региональных реактивных самолетов Ан-148. Из Воронежа он доставил хвостовое оперение, а из Харькова — крыло.

Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Ю.В.Курлин, налетавший на «Антее» около 3000 ч, называл его «большой баржей, плывущей по воздушному океану. Малая скорость, большой груз, простота в управлении, вездеходность и неприхотливость в эксплуатации — основные черты этого самолета-труженика». Сорокалетний опыт подтвердил правильность заложенных в «Антей» концептуальных решений. Самолет освоил аэродромы 89 стран пяти континентов. И нет сомнения, что этот шедевр техники 1960-х годов еще послужит людям.

 

26.02.2015 в 19:23
Обсудить у себя 5
Комментарии (2)

Интересно… спасибо..

  Душу разбередили...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.